ВЕСТИ ИЗ ИНСТИТУТОВ, ЛАБОРАТОРИЙ, ЭКСПЕДИЦИЙ. НОЯБРЬ 2005 №11

Статьи подготовила кандидат химических наук Т. ЗИМИНА.

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Молодые самцы лемуров каба — образец спокойствия и миролюбия. Суммарный уровень гормонов норадреналина и дофамина у них в норме.
Взрослые самцы и самки — «заводилы» драк и погонь в группе лемуров — имеют высокий уровень серотонина.
Клещи, примитивные на вид существа, тонко различают запахи.

Считается, что взаимоотношения животных в группе тесно связаны с их гормональным статусом. Исследователи из Московского зоопарка попытались сопоставить социальное поведение лемуров ката с уровнем некоторых гормонов — серотонина, называемого гормоном тревоги и агрессии, и суммой норадреналина и дофамина — индикаторов спокойствия и удовольствия. Зоологи наблюдали за группой из 10 лемуров, в которой были 1 взрослый и 2 молодых самца, 5 взрослых и 2 молодые самки. Регистрировались разные типы их поведения — миролюбивое, агрессивное и социально-исследовательское.

Связь уровня серотонина и его производных с количеством полученных животным агрессивных контактов выявить не удалось. С другой стороны, оказалось, что чем меньше на животное направлена агрессия его сородичей (выпады, погони, драки), тем выше гормональный «уровень покоя». На хорошее к себе отношение со стороны своих товарищей лемуры отвечали взаимностью: чем меньше агрессии они испытывали по отношению к себе, тем спокойнее были и, наоборот, чем более спокойно животное, тем больше оно могло наслаждаться миролюбивым поведением соседей. Интересно, что спокойное поведение проявляли чаще других молодые самцы, а самой беспокойной была старшая самка. Агрессивное поведение в «лемурином» сообществе инициировали все взрослые самки и взрослый самец. Адресовалась агрессия в основном взрослому самцу и немного меньше — молодым самкам.

Словом, все, как у людей.

НАНОТЕХНОЛОГИИ ВМЕСТО ХЛОРКИ?

Наноматериалы обладают многими замечательными свойствами, которые не проявляют те же химические соединения с макроструктурой. Одно из таких свойств — способность удерживать микроорганизмы и биополимеры, в частности белки, — продемонстрировали исследователи из НИИ «ВЕКТОР» и Конструкторско-технологического центра Сибирского отделения РАН. Они сконструировали и испытали фильтры на основе нановолокнистого материала из оксида алюминия для очистки воды, поглощающие бактерии и продукты белковой природы. При пропускании через фильтры суспензии бактерий (Escherichia coli, Staphylococus aureus и Bacillus subtilis) с концентрацией 107—108 клеток/мл со скоростью 5 мл/мин на нановолокнистом материале оседает более 99,94% бактериальных клеток. Всего нановолокнистая мембрана в состоянии удерживать более 1010 клеток/см2. Не менее эффективно и прочно фильтры связывают белки сыворотки крови (в испытаниях использовали кровь мышей и крупного рогатого скота) и ферментные фармацевтические препараты. При этом нановолокнистые мембранные фильтры легко регенерируются и могут быть использованы многократно.

Как отмечают исследователи, способность нановолокнистого оксида алюминия связывать наряду с бактериями различные белки поможет решить многие проблемы экологии, здравоохранения и биобезопасности.

ЗАПАХ ЧЕЛОВЕКА ВОЗБУЖДАЕТ КЛЕЩЕЙ

Группа исследователей из трех институтов: НИИ биологической защиты растений РАСХН (г. Краснодар), Новосибирского института органической химии РАН и Зоологического института РАН (С.-Петербург) — задались целью разработать экологически щадящий метод борьбы с клещами — переносчиками энцефалита, геморрагических лихорадок и других опасных болезней. Для этого они изучили некоторые особенности поведения и размножения инфицированных паразитов.

Оказалось, что зараженные клещи (род иксодиды) более агрессивны, чем их здоровые сородичи: они активно двигаются и нападают на человека. Одновременно изменяется их численность и выявляются аномальные особи. Кроме того, выяснилось, что клещей привлекают запахи, источаемые животными и человеком. Ученым удалось идентифицировать секреты, выделяемые на кожу и шерсть млекопитающих, содержащие «пахучие» вещества-аттрактанты. Одно из них стимулирует активность клещей: они поднимаются вверх по растениям, чтобы подстеречь свою жертву — прокормителя, а другое — заставляет клещей задерживаться вблизи источника запаха.

Результаты исследования убедили ученых, что мониторинг численности кровососущих и их изменчивости внутри популяции может быть одним из показателей эпидемиологической обстановки. Использование аттрактантов поможет эффективно управлять поведением кровососущих, за счет чего можно уменьшить дозы применяемых пестицидов, вредных для окружающей среды.

ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ РЕШАТ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

Отечественные ученые вступили в активную конкурентную борьбу с коллегами из Европы и США на российском рынке детских смесей и биологически активных добавок к пище (БАДП). Недавно исследователи из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН представили свою новую разработку — комплекс питания, «способствующий репродукции человека». Этой разработкой они решили «убить сразу трех зайцев»: грамотно подкормить младенцев, лишенных материнского молока, беременных, кормящих и планирующих зачатие женщин, а также мужчин — будущих отцов, «поддерживающих физическую форму».

Необходимость употребления нового пищевого комплекса ученые мотивировали статистикой. По их данным, 70% детей с полугодовалого возраста получают искусственные смеси, состав которых далек от грудного молока, 60% женщин детородного возраста страдают бактериальными воспалительными заболеваниями половых органов, а половина мужчин имеют в той или иной степени проблемы с эрекцией. Ученые считают, что этих женских и мужских недугов можно избежать, если употреблять пищевые добавки, содержащие аминокислоту — L- аргинин, обуславливающий синтез закиси азота (NO). (Напомним, что кровенаполнение гениталий у мужчин и женщин — важный компонент сексуального возбуждения — является NO-зависимым процессом.)

Комплекс, разработанный в институте, в вариантах для женщин и мужчин помимо концентратов растительных и животных продуктов, необходимых минералов, регулятора метаболизма (L-карнитин) содержит этот самый L-аргинин. Новинкой разработчики считают введение в пищевой комплекс мультидисперсного соединения, поставщика минералов для костной ткани, а также липида, аналога жира грудного молока, и экстракта иерусалимского артишока, стимулирующего развитие полезной кишечной флоры.

Отечественный пищевой продукт для детского питания, по предварительным расчетам, будет на 25% дешевле импортных аналогов, а БАДП для мужчин и женщин — на 50%.

Разработчики надеются на коммерческий успех своего продукта на российском рынке, хотя только 7% россиян потребляют БАДП, что в 10 раз ниже среднего показателя в Европе.