Для тех,кому за 60
Человеческий организм - необыкновенно сложное устройство. Мозг же просто потрясает своим поистине изощренным строением и работой, а механизмы памяти относятся к числу наиболее трудных для изучения.
Было время, когда исследователи считали, что стоит лишь найти участок мозга, ответственный за память, и они легко проникнут в ее секреты и даже научатся регулировать способность к запоминанию. Лет двадцать назад ученые продемонстрировали эффектный опыт: поведение животного контролировалось радиосигналами, которые, действуя на вживленные электроды, вызывали по желанию экспериментатора то агрессивность, то покорность. Казалось, что мозг вот-вот откроет все свои тайны. Но чем больше изучали мозг, тем больше возникало новых загадок.
Трудности усугубляются тем, что человек - не подопытная белая мышка и нельзя орудовать скальпелем в мозге живого человека даже во имя прогресса науки. Поэтому исследователям приходится изучать больных с травмами головного мозга или получивших ранения в голову. У нас этим занимался в свое время крупный ученый, нейропсихолог А. Р. Лурия, у американцев - Х. Л. Тойбер из Массачусетского технологического института. Оказалось, что память не имеет четко очерченной локализации в мозге, что в процессах запоминания и воспоминания участвует множество разделов мозга, образующих сложнейшие связи.
Так, например, выяснилось, что при повреждениях каких-то отделов мозга человек помнит свою прежнюю жизнь, но мгновенно забывает то, что ему говорят. Другой помнит лица членов семьи, но ни за что не может вспомнить их имена. Третий не в состоянии соотнести названия вещей с самими вещами и так далее.
Изучая механизмы памяти, ученые установили, что участки мозга, ответственные за оперативную (краткосрочную) и долгосрочную память, находятся отчасти в разных местах. Пожилые люди хорошо знают разницу между этими двумя видами памяти. Они часто забывают то, что только что слышали, видели или читали, но прекрасно помнят свое детство, юность и зрелые годы. Некоторые ученые предполагают, что при этом и оперативная и долгосрочная память у них в полном порядке, нарушена лишь передача данных, полученных оперативной памятью, в долгосрочную. Американский физиолог У. Пенфилд считал, что это происходит из-за недостаточного кровоснабжения (обычно вызванного атеросклерозом) гиппокампа - части мозга, через которую осуществляется передача. Кровь несет кислород, и даже короткий перебой в снабжении мозга кислородом приводит к необратимым последствиям.
К сожалению, иногда память пожилых людей, и даже не очень пожилых, становится жертвой болезни Альцгеймера, при которой поражаются нервные клетки, в первую очередь головного мозга. Страдающие этой болезнью теряют память, становятся беспомощными. Не так давно в США была издана книга специально для семей, в которых есть жертвы болезни Альцгеймера, и неслучайно она называется "Двадцатипятичасовой рабочий день". При болезни Альцгеймера человека нельзя ни на секунду оставить одного. Дома он может, повернув кран газовой плиты, забыть зажечь газ, на улице не вспомнит, где живет, даже находясь рядом с домом.
Я побеседовала с академиком РАМН Игорем Петровичем Ашмариным, заведующим кафедрой физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, и попросила рассказать о проблемах памяти у пожилых людей.
- Игорь Петрович, всегда ли ослабление памяти у пожилых людей свидетельствует о серьезном заболевании?
- Ни в коем случае. Наоборот, в абсолютном большинстве случаев процесс этот вполне естественный. Мало того, практически каждый человек может бороться с ослаблением и даже добиться улучшения оперативной памяти. Сейчас появились эффективные лекарственные средства на основе производных кортикотропина-4-7. Неплохой стимулятор памяти - кофе в умеренных дозах. При этом ни в коем случае, подчеркиваю, ни в коем случае нельзя им увлекаться. Одна чашка не очень крепкого кофе значительно улучшает способность к запоминанию, но не думайте, что две чашки дадут двойной эффект. Скорее, наоборот. Кроме кофеина, содержащегося в кофе, на мозг подобным образом действует и теофилин чая.
- Какие советы вы можете дать нашим пожилым читателям?
- Очень важна для запоминания так называемая ассоциативная память, то есть когда запоминание не нейтрально-механическое, а связано с какими-то эмоциями, желательно положительными. Поэтому, наверное, нечто приятное запоминается лучше, чем неприятное.
Ослабевшей памяти можно и нужно помогать суперорганизацией жизни. Некоторые люди пишут себе памятки на клочке бумажки, а потом не могут вспомнить, куда эту бумажку сунули. Супероргани зация требует серьезного обдумывания. Пользуйтесь карандашами разного цвета и, записав что-то, сразу кладите памятку на одно и то же место. Выберите это место так, чтобы памятка лежала на виду и как можно чаще попадалась вам на глаза.
В суперорганизацию входит не только запись напоминаний самому себе. Важен неуклонный порядок во всем, начиная от того, где вы оставляете свои вещи, до списка дел на завтра.
Конечно, пунктуальность - далеко не самая распространенная черта нашего национального характера, но ничего не поделаешь, пожилым надо этому учиться. Иногда я думаю: интересно, легче ли справляться с ослабевшей памятью, скажем, немцам, по характеру более склонным к пунктуальности?
Огромную роль играет тренировка памяти. Строго говоря, лучше проводить ее лет с сорока, но начать никогда не поздно. Не придумывайте ничего сверхсложного. Возьмите и прочтите несколько пушкинских строк (конечно, можно взять и другого поэта, просто пушкинская поэзия кажется лично мне особенно благозвучной). Прочтите еще раз, но обязательно вслух, причем не стесняйтесь сделать это "с выражением". Попробуйте повторить, не глядя в книгу. Не получилось? Не падайте духом. Проделайте то же еще раз и проверьте через какое-то время, что вы запомнили. Уверяю вас, что это простое средство даст прекрасные результаты, нужно лишь быть терпеливым и настойчивым. Зато, отчеканив без ошибки "Приветствую тебя, пустынный уголок", вы получите истинное удовлетворение. Прямо хоть вскидывай кулак, как делают спортсмены, одержав победу.
Ну и, наконец, пожалуй, главное. Для пожилых людей очень важно иметь какое-то дело, начиная от занятий с внуками и до благотворительности или любой посильной работы. Причем под благотворительностью я не имею в виду многотысячные пожертвования. Абсолютному большинству это не под силу, точнее, не по карману. Можно предложить свои бесплатные услуги школе, детскому дому, где вы сможете и рассказать что-то ребятам, и помочь перегруженным учителям и воспитателям.
- Вы абсолютно правы, профессор. Я знакома с замечательной женщиной - преподавателем Дипломатической академии Зоей Васильевной Зарубиной. Ей больше восьмидесяти, у нее позади огромная и сложная жизнь, но она находит силы и время помогать нескольким детским домам. Другая моя знакомая, врач Юлия Меркушева, которой за семьдесят, ведет кружок "Юный медик" и дает бесплатные консультации в летних детских лагерях и в поликлинике, где она проработала четверть века.
- И как у них с памятью?
- Физически обе они не очень здоровы, но память великолепная.
- Вот об этом-то как раз я и говорю. Многие исследователи считают, что работа улучшает память у пожилых во много раз по сравнению с теми, кто не работает.
Но при этом нельзя забывать, что в некоторых случаях при нарушении памяти дело может обстоять серьезнее и одними тренировками болезнь не остановишь. Я имею в виду болезнь Альцгеймера, названную по имени немецкого врача, который первым описал ее. Здесь очень важно вовремя распознать первые симптомы. Врачи еще не умеют полностью излечивать это тяжелейшее заболевание, хотя интенсивные исследования идут во многих странах. Но замедлить и облегчить течение болезни врачи уже могут, и в их распоряжении есть целый набор новых препаратов.
Важно, повторяю, вовремя обратиться к врачу. При болезни Альцгеймера, как, впрочем, и при всех остальных, важно начать лечение как можно раньше - это имеет решающее значение.