Мы едем, едем, едем (Заметки о путешествиях с собакой)

Евгений Константинов. Фото автора

В приятной компании даже самая сложная дорога не покажется трудной.
Нет подушки мягче и удобнее, чем собственные лапы.
Коты на туристических дорогах — редкость. Коты-«автомобилисты» — редкость ещё большая.
На стоянке откройте собаке окно. Но пёс должен твёрдо знать, что выскакивать через форточку категорически запрещено.
Пробежка по снегу в дальней поездке очень полезна.
Собаки любознательны и наблюдательны. А потому и не прочь забраться повыше и посмотреть подальше.
— Нет, дорогая, это не твоя машина!
Переночевать у костра для настоящего путешественника — милое дело. Особенно если нет выбора.
В гостинице нужно себя вести тихо. Казённую мебель не грызть, ковры не рвать и персонал не пугать!

«А у вас там… собака!» — Лицо таможенника сделалось встревоженным и засветилось изумлением. «Где?!» — в тон ему ответил я. «Вот!..» — и он показал через приопущенное окно на заднее сиденье автомобиля. Там, вытянувшись во всю его длину и широко улыбаясь клыкастой пастью, действительно лежала обладательница белой шубки, задорного хвоста и пятнистых ушек. «А… — я тоже улыбнулся, — держите документы на этого пассажира». Но, судя по всему, на дальнем погранпереходе моя собака была первой представительницей своего вида, выбывающей из страны официальным путём. Опыта оформления хвостатых путешественников у стражей не было, и они начали звонить своему начальству...

Поездки с домашними любимцами — это не только выезды за рубеж, не только на автомобиле и не только с собакой. Тема «животные в дороге» неисчерпаема, даже если не отвлекаться на перевозки для зоопарков, цирков и сельского хозяйства, которыми обычно занимаются подкованные профессионалы, и оставить за рамками вопросы из серии «Зачем везти морскую свинку к океану?». Раз решили ехать вместе — значит, так тому и быть. Я вот, например, постоянно путешествую на машине вместе с собакой по той простой причине, что нам обоим это нравится.

Дело добровольное

Питомцу как минимум должно быть интересно ездить вместе с вами. Что на первом месте — «ездить» или «вместе с вами», — не так важно, хотя порой и вносит коррективы в график движения. Необходимы оба компонента. А у вас в свою очередь в поездке обязательно должны оставаться время, силы и настрой на то, чтобы продолжать общаться и заниматься со своим подопечным, кормить, выгуливать и поддерживать установленные дома взаимоотношения и ритуалы. И безусловно, должно быть заранее налаженное взаимопонимание.

В большинстве случаев компаньонами путешественников становятся собаки. Намного реже — кошки. Я знаю всего нескольких представителей усато-полосатого племени, охотно отправляющихся в дальний путь вместе с людьми, и они, скорее, исключение. Однако, как показывает опыт, всё возможно в этом мире, было бы желание: на лесных туристических тропах мне доводилось встречать даже морскую свинку и ручного ворона. Разумеется, вместе с их хозяевами.

Если всё-таки поезд

Общественный транспорт ограничивает свободу хвостатых и пернатых правилами их перевозки. При этом ограничения везде разные. Так, по действующим нормативным документам РЖД, мелкие домашние животные относятся к сверхнормативной ручной клади, а крупные — к багажу с оплатой по соответствующим тарифам и обязательной упаковкой в клетку, корзину, ящик. Где проходит граница между мелкими и крупными, не указано. При этом быть ручной кладью для животного, особенно с высокой социализацией, разумеется, лучше, чем багажом. Путешествие рядом с хозяином всегда меньший стресс. К тому же в багажном вагоне никто никого кормить и выгуливать не будет, если не удастся договориться напрямую с багажным проводником о посещениях на длительных остановках. Заметим, что в СВ и купейные вагоны повышенной комфортности животных не пускают. Даже в качестве ручной клади.

Крупные собаки — отдельная категория железнодорожных пассажиров. Им можно ездить без упаковки в обычных купе. Но лишь в случае, когда все места в этом купе выкупает хозяин или следующие вместе с ним одной компанией — в сумме не более четырёх голов. Правило, по которому можно было везти двух больших барбосов в нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона, не так давно отменили, а заодно сократили и число разрешённых псов в тамбурах электричек: теперь не более двух на один вагон.

У авиаперевозчиков требования ещё жёстче: всё зверьё, кроме самой мелюзги, летает багажом. Норматив живого веса одушевлённой ручной клади вместе с контейнером у авиакомпаний различается, но в салон могут не пустить даже кошку! А вот большую собаку без контейнера, но с поводком и намордником пропустить обязаны, если она — поводырь. Собака должна обладать подтверждающим документом, а владелец — ослабленным зрением. Именно поэтому мы с собакой вместе не летаем: сдавать друга в багаж я не хочу. Перелёт с неизбежными вибрациями, гулом и перепадами давления — это в любом случае тяжёлое испытание. Тем более для взрослого крупного животного, ни разу не видавшего контейнер-переноску изнутри и никогда не ездившего в качестве грузового места. Если бы ещё можно было самому поставить собачий контейнер на положенное ему в самолётном багажнике место и сказать четвероногому другу: «Лежи здесь и жди, я тебя через три часа заберу», — пожалуй, имело бы смысл начинать осваивать воздушный транспорт. Но по правилам перевозок упакованную собаку придётся сдать работникам аэропорта на стойке приёма негабаритного багажа и получить её обратно на выдаче в аэропорту назначения. За состояние собаки в этот момент перевозчик, разумеется, не отвечает. Лишь некоторые компании позволяют пассажирам на отдельных типах самолётов, где это технически возможно (например, ИЛ-96), в полёте спуститься в багажный отсек проведать своих питомцев, что отчасти сглаживает стресс.

Водный транспорт к хвостатым и пернатым обычно более лоялен, хотя на каждом судне, в зависимости от устройства его внутренних помещений и принадлежности к определённой компании, каноны размещения живности слегка различаются. По действующим правилам «перевозка мелких домашних животных и птиц производится на местах, отведённых для этого капитаном судна». Клетки с мелкотой обычно оформляются как ручная кладь, крупные собаки — отдельной строкой в багажной квитанции. Правила требуют, чтобы даже при наличии поводка и намордника больших псов размещали вне пассажирских помещений, но определение точного места оставляют на усмотрение капитана.

А машина — лучше

С точки зрения собаки, хорошо путешествовать на собственном транспорте. Правила дорожного движения не регламентируют перевозку четвероногих в автомобиле. Вариантов удобного размещения много. Единственное, где всё-таки не стоит возить лохматых и пернатых, — закрытый багажник седана. Там темно и душно.

Специальные транспортировочные клетки и контейнеры — самый безопасный способ размещения животных в поездке. Но лишь при условиях, что сам этот контейнер прочно закреплён, размеры его не позволяют питомцу набирать скорость и биться о стенки во время резких манёвров, внутри нет ничего лишнего, а сквозь вентиляционные отверстия не удастся просунуть лапу, хвост или клюв.

Впрочем, особой необходимости в клетке нет. Животные, которые в повседневной жизни с нею незнакомы, чувствуют себя в тесном замкнутом пространстве нервозно и неуютно. В дальней многодневной поездке для крупной собаки свободное состояние предпочтительнее как минимум с трёх точек зрения. Собака практически не стеснена в движениях, может лежать, сидеть и стоять, в любой момент принять удобную позу, потянуться, посмотреть в окно. Во время остановок выгрузка и погрузка собаки в машину не требует дополнительных усилий. И, кроме того, при необходимости можно оставлять машину в любом удобном месте, не опасаясь, что на неё кто-то позарится. Две пары острых клыков внутри — достаточный аргумент, чтобы отпугнуть любителей поковыряться в чужом авто.

Обязательно помните, в жару нельзя оставлять машину с собакой на солнцепёке с поднятыми стёклами, если приходится глушить двигатель и выключать кондиционер. Собаки очень плохо переносят перегрев.

У хвостатого пассажира должно быть своё отдельное пассажирское место. Достаточно просторное, удобное и безопасное. Все предметы вокруг придётся закрепить так, чтобы они не смогли «улететь» при экстренном торможении или резком повороте. Моя собака обычно ездит на заднем сиденье. При этом пространство внизу перед ним до передних кресел я равномерно заполняю спальниками, сумками и тому подобными мягкими вещами, а сверху вместе с диваном накрываю большим собачьим пледом. Образуется подобие вольера с мягкими стенками и полом. Если сзади едет второй пассажир, в распоряжении собаки остаётся только левая часть пространства, но и этого ей достаточно. Когда пассажиров на борту больше, собака откочёвывает в просторный застеклённый багажник и удобно устраивается там на вещах, накрытых всё тем же пледом. Обычно в таком случае вещей сзади набирается много, собака едет довольно высоко, а потому из соображений безопасности ещё приходится устанавливать эластичную и прочную сетку-перегородку между спинкой заднего дивана и потолком. Сетку такую можно сшить самостоятельно из широких лент или купить готовую в зоомагазине.

Манеры и привычки

Когда собака воспринимает автомобиль в качестве собственной будки на колёсах — это идеально. Некоторые, привыкшие путешествовать со щенячьего возраста, даже и не представляют, что к машине можно относиться иначе. Но если пёс с техникой не знаком или по каким-то причинам опасается езды, придётся его терпеливо приучать к поездкам. Нужно сделать так, чтобы машина и поездки в ней ассоциировались с приятными впечатлениями. Если в салоне автомобиля собаку подкармливать любимыми лакомствами и регулярно ездить в парк поиграть или в гости, где все будут радостно возиться с вашим четвероногим другом, то через какое-то время пёс сам начнёт на прогулках подходить к стоящей во дворе машине и просить съездить покататься. Но бывает, что процесс приучения затягивается. Вообще же, собаку, а тем более кошку приучать к путешествиям следует как можно раньше, — тогда поездки станут само собой разумеющейся неотъемлемой частью их жизни. Другое дело, что у вашего питомца может оказаться слабый вестибулярный аппарат, отчего машина будет доставлять ему физические страдания. Увы, так тоже бывает, и это серьёзная проблема, с которой проще смириться, чем её преодолеть.

Для вольных путешествий очень важно донести до животного правила поведения: что можно и что нельзя. Один мой коллега горько жаловался друзьям на своих двух хасок, которые заскучали во время многочасового перегона к морю и в качестве развлечения по-тихому сгрызли кожаную обивку сидений у него за спиной. У другой знакомой оставленный в салоне миниатюрный кобелёк настолько рьяно охраняет территорию, что пытается тяпнуть через стекло каждого, кто проходит мимо. Естественно, безрезультатно, и тогда от избытка эмоций он рвёт обшивку дверей. Известен случай, когда причиной аварии стала кошка, спрыгнувшая с колен сидевшего за рулём хозяина под педали…

Поэтому у меня с собакой договорённость: независимо от того, движется автомобиль или стоит, она попусту не лает, не пытается разгуливать по салону или выходить наружу через открытое окно и игнорирует всё происходящее за пределами машины до тех пор, пока кто-то чужой не проявит желания проникнуть внутрь. Тогда — активная оборона.

На медленных разбитых грунтовках собака обычно выходит на пробежку за или перед машиной — прекрасный способ держать себя в форме во время многодневных путешествий. Это важно, ведь в дальней дороге мы все устаём от неподвижности. Так что несколько километров пешком при хорошей погоде и по мягкой земле только в радость и на пользу. Тренированная собака легко разгоняется до 40 км/ч, а вполовину меньшую скорость способна держать довольно долгое время. Но как только она начнёт отставать, заберите её в машину — пусть отдохнёт и ещё раз получит подтверждение, что её не бросили, а просто таким образом выгуливают. Если дорога каменистая или зимой снег смёрзся в колючие ледяные кристаллы, забег лучше сделать покороче: тут недолго и лапы до крови сбить. Если же вы мчитесь из конца в конец страны по асфальту, наберитесь терпения: сворачивайте с трассы специально хотя бы два-три раза за сутки, чтобы и вы, и ваши пассажиры могли полноценно размяться и активно подвигаться.

На дежурство — становись!

В воспитании правильной собаки-путешественницы есть ещё один довольно сложный момент: научить её ситуационно различать «своих» и «чужих», адекватно оценивать степень опасности окружающих существ, вовремя включать и выключать режим «боевого дежурства». Собаке тяжело уяснить разницу между активно жестикулирующими незнакомцами, которые любезно объясняют вам дорогу, и агрессивной шпаной. И по какому принципу подпускать к вашей машине в большом палаточном лагере посторонних — тоже.

Становясь на ночёвку лагерем, я всегда, кроме морозов, оставляю собаку спать на свежем воздухе на длинном поводке. Если земля мокрая — подстилаю ей «пенку», а в дождь она просто забирается под машину. Если кто-то в ночи будет ходить вокруг, рычание и лай послужат предупреждением и для него и для меня. Но вот отличить новых собратьев по путешествию от совсем чужого человека или стадо кабанов от какого-нибудь безобидного ёжика — слишком сложная наука. Поэтому ложные тревоги случаются нередко.

Если же повезло остановиться в гостинице, собаке следует уяснить, что номер охране не подлежит и всех топающих по коридору и даже дёргающих за ручку двери надо игнорировать. Что в отеле нельзя лаять и лучше вообще не выдавать своё присутствие. В российских гостиницах, в отличие от европейских, не очень охотно селят с четвероногими. Но ситуация не безнадёжна. Выясняя наличие и цену номеров и начиная оформлять документы, я сразу сообщаю, что у меня с собой белая собачка. Умная, чистоплотная и добрая. Как правило, этого бывает достаточно. Нередко администраторы просят подписать документ, по которому мы обязуемся никого не покусать, ничего не испортить и не испачкать. В других случаях, бывает, требуют доплатить как за раскладушку. Если же договориться не получается, то или уезжаешь к конкурентам, или при комфортной погоде оставляешь четвероногого друга спать в машине, или переводишь его на нелегальное положение. Несколько раз в безвыходных ситуациях моей собаке доводилось попадать в номер через чёрный ход или открытое окно и после этого затаиваться, чтобы наутро выйти тем же путём.

Декларация на друга

Для вывоза животных за рубеж существует целый свод правил как с одной стороны границы, так и с другой. Во всех странах они разные, вплоть до полного запрета отдельных видов или длительного оплачиваемого карантина для всех. Поэтому, прежде чем отправиться в путь, имеет смысл изучить законодательство посещаемой страны, касающееся ввоза животных. Может оказаться, что и ехать туда не стоит.

Для выезда за рубеж нужно заранее оформить ветеринарный паспорт либо международное свидетельство о вакцинации, куда проставляются отметки о прививках и обработке от паразитов. Все отметки, разумеется, должны быть заверены ветеринарным врачом, даже если профилактикой болезней занимаетесь вы сами. Но в любом случае перед поездкой, не раньше чем за три дня, на основании этого паспорта необходимо получить в государственной ветеринарной службе свидетельство по форме № 1. Формально оно требуется при каждой поездке с животным даже внутри Российской Федерации из одного региона в другой, например из Москвы на дачу в Подмосковье. Но на практике его имеет смысл получать только при выезде за рубеж.

Свидетельство подтверждает, что вывозимые животные осмотрены, здоровы, вовремя привиты и «перед отправкой карантинировались 30 дней по месту содержания». То есть в это время «не имели контакта с другими животными, ежедневно клинически осматривались, и у них измерялась температура тела». В документ вносят маршрут следования, вид транспорта и особые отметки, если таковые имеются, а на границе при выезде в ближнее зарубежье ставит печать дежурный госветинспектор. Если зарубежье дальнее, то он должен обменять вам этот документ на аналогичную бумагу международного образца, составленную на английском или языке страны, куда лежит путь. А там в свою очередь вам должны его заверить в своей ветслужбе перед выездом назад. Помимо этого вам придётся ещё заполнить таможенную декларацию на бесценного друга.

Впрочем, раз на раз не приходится. В той поездке, с которой начался этот рассказ, домой мы возвращались через другой, намного более загруженный пограничный пропускной пункт. И там до собаки никому уже дела не было. Таможенников интересовало, скорее, наличие потенциальной контрабанды, а четвероногую путешественницу они просто проигнорировали, даже не спросив документы.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее