Традиционно считается, что при одомашнивании волка (то есть превращении его в собаку) происходил отбор особей, склонных к сотрудничеству между собой, а значит, способных сотрудничать и с человеком. Однако, по данным исследования зоопсихологов Фредерики Ранге и Софии Вираньи из Венского университета ветеринарной медицины (Австрия), в действительности дело обстоит совершенно наоборот: именно волки более толерантны к сородичам и способны к сотрудничеству. Собаки же, в отличие от волков, формируют «вертикаль власти», — их социальная структура основана строго на отношениях доминирования и подчинения.
В австрийском исследовании приняли участие восемь стай: четыре волчьи и столько же из дворняжек, численностью от двух до шести животных. Чтобы приучить участников эксперимента к присутствию человека, исследователи жили со щенками и волчатами возрастом от десяти дней в Центре изучения волков в Охотничьем парке в Эрнстбрунне (Австрия), находясь среди них круглосуточно, пока те не сформировали стаи. Затем стаям был предложен ряд тестов.
Чтобы оценить терпимость животных к товарищам по стае, использовался классический тест «борьба за обед». Паре, в которую входили высокоранговый и низкоранговый члены стаи, предлагали миску с едой. И среди собак, и среди волков миску предсказуемо монополизировал высокоранговый товарищ, но у волков низкоранговый соперник тем не менее отжимал себе доступ к миске и мог выхватывать куски одновременно с «начальником». Высокоранговый волк при этом временами проявлял «умеренную агрессию» в отношении подчинённого, но подчинённого это не останавливало. Что касается собак, терпимость «начальника» к «нарушителю» оценить не удалось: низкоранговые собаки в присутствии «старшего по званию» даже не пытались подобраться к миске.
В номинации «найди еду по направлению взгляда товарища» тоже победили волки. По словам Ф. Ранге, «волки очень склонны к сотрудничеству, если возникает конфликт или надо принять групповое решение, это сопровождается большим объёмом коммуникации; волки много “разговаривают” между собой». В собачьих стаях ничего подобного наблюдать не удалось: малейшее прегрешение подчинённого пресекалось агрессией со стороны более высокоранговой собаки.
Австрийские зоопсихологи считают, что мягкую модель дрессировки, популярную у западных собачьих тренеров и основанную на идее «сотрудничества собаки и человека», во имя научной точности следует пересмотреть в пользу иерархической модели, где человек должен быть «доминирующим животным». Гипотеза о том, что у собак в процессе одомашнивания должна была развиться способность к сотрудничеству, противоречит фактам. Скорее, у них формировалась способность подчиняться и избегать конфликтов.
Другие исследователи отмечают, что, хотя доминирование и подчинение безусловно лежат в основе собачьей социальной жизни, соответствующие способности варьируют от породы к породе: например, в стае, состоящей из собак разных пород, пудель и лабрадор-ретривер всегда оказываются агрессивнее, чем аляскинский маламут и немецкая овчарка.
Зоопсихолог Моника Юделл из Орегонского университета (США) согласна с выводами австрийских коллег: по её данным, чтобы собака «чего-то добилась в жизни», она должна получить соответствующую команду. Юделл исследовала способность собак решать проблемы самостоятельно, для чего предложила двадцати взрослым собакам (десяти домашним и десяти приютским) закрытые коробки с колбасой и две минуты времени, чтобы её достать. Аналогичная задача была предложена десяти живущим в неволе волкам. Из взрослых собак с задачей не справилась ни одна, причём, с удивлением отмечает Юделл, большинство даже и не попыталось. Что касается волков, колбасу успели достать восемь из десяти. Высокий результат показали также собачьи щенки. По мнению исследовательницы, это демонстрирует равенство врождённых способностей семейства собачьих, но по мере взросления зависимость щенка от человека растёт, поскольку тот обеспечивает пищу, а самостоятельность снижается. Моника Юделл утверждает, что взрослые собаки в итоге всё-таки находили способ справиться с коробкой — после того, как получали от хозяина соответствующую команду.
Зато собаки, как все, от кого-то зависимые, отлично умеют ревновать хозяина к другим собакам. Сопернику даже не обязательно быть настоящим псом: собака может с тем же успехом приревновать хозяина к имитации — к игрушечной собаке. Исследователи Кристина Харрис и Кэролайн Провост из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) записали на видео поведение 36 собак, владельцы которых получили задание игнорировать своих животных и полностью переключить внимание на один из трёх объектов: игрушечную собаку на батарейках (тявкающую и виляющую хвостом), пластиковый муляж хэллоуинской тыквы или книгу. Поведение собаки затем оценивалось по следующим параметрам: агрессивность; попытки привлечь внимание; интерес к хозяину или к предмету, которым он был занят.
Самый сильный поведенческий отклик вызвала игрушечная собака. Когда хозяин ласкал игрушку или разговаривал с ней, каждое животное начинало толкаться, 87% пытались отпихнуть соперника головой или влезть между ним и любимым человеком, а 42% щёлкали на врага зубами, угрожая укусить. Тот факт, что враг был игрушечным, не имел никакого значения: даже понюхав подделку под хвостом (так поступили 87% собак), ревнивцы продолжали проявлять к ней агрессию.
Исследование демонстрирует, что хотя ревность в человеческом варианте — гораздо более сложный психоэмоциональный комплекс, но в основе этого чувства лежит простейшая эмоция, не требующая ни рефлексии, ни самосознания, ни целеполагания и развившаяся, скорее всего, как инструмент борьбы за ресурсы — такие как пища и привязанность.