№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Большая перемена

Михаил Бирюков, инженер

Дизельные двигатели — символ всей тяжёлой техники от коммерческого транспорта до тепловозов и теплоходов. Изобретённый 120 лет назад чудо-мотор с воспламенением топлива от сжатия воздуха в цилиндре всегда славился надёжностью и экономичностью. Но в не меньшей степени он ассоциировался с дымным выхлопом, вибрацией и шумом. Однако мы живём в эпоху не просто перемен, а перемен очень быстрых, и вот уже дизель стал тихим, чистым и завоевал законное место не только на карьерных самосвалах и тепловозах, но и на элегантных легковушках. Как это произошло?

Современный дизель с гидроаккумуляторной системой питания. По мощности и быстроходности такие двигатели почти сравнялись с бензиновыми моторами.

Если вы когда-нибудь накачивали ручным насосом велосипедную шину, то наверняка ощущали, как нагревается насос уже после нескольких энергичных движений. Такова физика процесса: быстрое сжатие газа вызывает повышение его температуры. Велосипедный насос, как нетрудно заметить, состоит из цилиндра и поршня внутри и этим напоминает двигатель внутреннего сгорания. Если же сделать детали попрочнее и сжать воздух быстро, почти ударом, то он мгновенно нагреется до очень высокой температуры...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее