Площадь жилого помещения собак в камере — менее метра. Животные здесь не имеют возможности двигаться, как обычно. При этих условиях можно ожидать появления симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в организме животного.
Как же чувствуют себя собаки? Оказывается, неплохо. У животных хороший пульс, дыхание, нормальное кровяное давление, температура тела. Биотоки мышц, сердца, мозга мало отличаются от обычных, записанных до опыта.
Жесткий лимит жилого пространства существенно изменяет только поведение собак. Видели ли вы когда-нибудь здоровых собак, которые большую часть времени лежат? Наверно, нет, а тут вы можете их увидеть.
Животные, помещенные в камеру, чаще всего лежат на животе. У многих в дневное время выдвинуты вперед лапы, приподнята голова. Это говорит о том, что они находятся в активной лежачей позе. Изредка собаки поднимаются, сладко потягиваются. Некоторые из них непродолжительное время стоят, другие садятся или ложатся, принимая иную позу. Иногда вся камера мелко дрожит, потому что животные, не изменяя своим собачьим привычкам, отряхиваются.
Словом, собаки, несмотря на то, что излюбленным их положением в камере является лежачая поза, в то же время активно воспроизводят весь репертуар движений, возможных в условиях жесткого лимита места. Очевидно, смена поз предотвращает возможные застои кровообращения и другие отрицательные явления, которые могли бы иметь место при сильном ограничении подвижности собак. Через толстое стекло иллюминатора видно, что особенно активно животные ведут себя в часы перед кормлением. От нетерпения они переминаются с лапы на лапу, заинтересованно заглядывают в пустую, кормушку, начинают лаять на нее, как на живое существо. Все эти реакции усиливаются, когда в работу вступает автомат питания. Собаки убирают лапы и становятся воплощением внимания: их жадные глаза неотрывно смотрят в расширяющуюся щель крышки, ноздри тянут вкусный запах, чуткие уши ловят звуки. Когда перед животными появляется коробочка, они сразу же начинают хватать зубами еду.
Иногда удается подсмотреть неэтичные для знаменитых собак формы поведения. Низко пригнув морду к коробочке с едой, они разыгрывают сцены «холодной войны» против нереальных покушений соседа, отгороженного сеткой. С остервенением лают друг на друга, рычат, скалят зубы. Но ученых это только радует: если в маленькой, изолированной камере у животных появляются подобные эмоциональные излишества, значит, собаки чувствуют себя хорошо!
Бежит день за днем, и состояние животных не ухудшается. По-прежнему приборы доносят о нормальном течении основных физиологических процессов подопытных животных. По-прежнему, а может быть, даже лучше, они ведут себя — сказывается привычка. Собаки не пытаются делать интенсивных движений, не грызут приборы, меняют позы, хорошо высыпаются, разглядывают в иллюминатор людей, но, имея перед собой такую солидную преграду, не тянутся к ним. Впечатление такое, как будто они «узнали», что можно и что нельзя.
Но вот наступает долгожданный день. Дается сигнал к окончанию опыта, комната снова заполняется людьми. Камера открывается, и теперь к животным опять можно подойти. Сколько тут взаимной радости!
Еще бы! Ведь эксперимент, к которому так долго и тщательно готовились, прошел успешно! Совершенно здоровые собаки «вернулись на Землю».
Фото В. Жихаренко и В. Николаенко.