№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Советский батискаф

Н. Болгаров, инженер (Ленинград)

Наука и жизнь // Иллюстрации

Еще несколько лет назад океанские глубины «прощупывались» с борта научно-исследовательских судов не более чем на 4—5 километров. Сейчас ученые получают в свое распоряжение разнообразные приборы и аппараты, позволяющие исследовать самые глубоководные впадины голубого континента. Среди них наибольший интерес представляет батискаф. Именно на батискафе зарубежным ученым удалось в январе прошлого года достигнуть дна на самой большой глубине Мирового океана.

Оригинальной системы батискаф сконструирован недавно молодыми ленинградскими инженерами М. Диомидовым и А. Дмитриевым. Их аппарат сможет погрузиться на глубину до 11,5 километра.

Как же устроен батискаф? Внешне он напоминает дирижабль. У него две основные части: вверху легкий корпус-поплавок, а под ним прочная пустотелая шаровая камера (длина поплавка — 17, а диаметр камеры — 2 метра). На этом, правда, и кончается сходство батискафа с дирижаблем. Если дирижабль постоянно испытывает давление воздуха, равное примерно одной атмосфере, то на корпус батискафа вода давит с переменной силой — от одной и до тысячи с лишним атмосфер. Это требует от камеры большой прочности. Поэтому корпус ее, изготовленный из легированных сталей, имеет толщину до 15 сантиметров. Что же касается поплавка, то о прочности его сигарообразного корпуса беспокоиться нечего. Дело в том, что часть отсеков поплавка принимает при погружении вору, а другая часть заполнена более легким бензином, который создает дополнительную силу плавучести. Бензин снизу подпирается забортной водой. Таким образом, корпус поплавка постоянно испытывает одинаковое давление как снаружи, так и изнутри. Это предохраняет аппарат от раздавливания и позволяет изготовлять обшивку из легких алюминиево-магниевых сплавов.

Батискаф может двигаться самостоятельно с помощью двух небольших электродвигателей, смонтированных снаружи поплавка и соединенных валами с гребными винтами. Как и всякое морское судно, аппарат снабжен совершенными приборами судовождения и связи. У него имеется эхолот, гирокомпас и электромеханический лаг, измеряющий скорость горизонтального и вертикального перемещения. Глубина погружения определяется специальным манометром, шкала которого градуирована в метрах.

Советский батискаф — это автономная лаборатория со многими приборами, необходимыми для научных изысканий. Исследования будут вестись путем зрительного наблюдения, фото- и киносъемок через иллюминаторы, перед которыми установят мощные прожекторы. Для связи с судном предусмотрено устройство ультразвукового телеграфа.

Внутри гондолы установлены баллоны со сжатым кислородом, который непрерывно поступает в помещение. Углекислота, выдыхаемая людьми, прогоняется электровентилятором через химические поглотители. Чтобы поддержать внутри аппарата на больших глубинах необходимую температуру, включается небольшая электрогрелка.

Батискаф, сконструированный сотрудниками научно-исследовательского института «Гипрорыбфлот», будет во многом более совершенным, чем существующие за рубежом. Советские инженеры предполагают применить более удобную и дешевую систему погружения и всплытия, поворотные гребные винты для вертикального движения батискафа, оригинальные средства уплотнений кабелей и различных приводов, проходящих Сквозь оболочку гондолы, и многое другое.

Новый батискаф поможет советским ученым провести важные исследования, необходимые для освоения глубин Мирового океана.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее