Интерес к подводным работам проявляют не только моряки, но и авиаторы. Инженеры из Московского авиационного института Д. Прудник, А. Юрьев и А. Семенихин показали многофункциональный подводный носитель водолазного оборудования. Его рама имеет арочную форму, и это даёт возможность аппарату сравнительно легко передвигаться вдоль подводных трубопроводов, провозя над ними контрольно-диагностическое оборудование. Для передвижения по илистому дну аппарат снабжён гусеницами, собранными из ажурных рамок, которые не вязнут в иле. Передвигаясь по дну, аппарат буксирует за собой по поверхности воды специальный понтон с антенной систем управления и передачи данных с размещённых на аппарате приборов. Водоизмещения понтона достаточно для того, чтобы в случае возникновения препятствия на пути аппарата его можно было приподнять над поверхностью дна и перенести через преграду.
Рельсовая кухня
Пение туристических песен под перестук вагонных колёс — занятие романтическое. Но этот самый перестук — большая головная боль железнодорожников. Каждый пройденный колёсной парой рельсовый стык — как удар молотом по всей конструкции вагона. Именно поэтому рельсы сваривают в длинные плети, сокращая по возможности число стыков. Для сварки используют алюмотермитные смеси. Такая технология носит название экзотермической сварки.
— На качество сварного шва влияют качество исходной шихты — алюмотермита, качество тиглей и литьевых форм, — рассказывает доктор технических наук Алексей Лыков (Государственный университет по землеустройству). — Для сварки на стык рельсов устанавливают разъёмную форму, в которую заливается расплавленный металл, полученный в результате алюмотермической реакции. В процессе реакции образуется шлак, который, к сожалению, может попадать в зону сварки. Кроме того, по существующей технологии есть определённые трудности с добавлением в расплав металла легирующих компонентов и распределением их по объёму металла.
Эти негативные моменты можно преодолеть, если подавать металл в сварной шов из установленной в сварочном тигле дополнительной ёмкости, в которой легко задать состав смеси и проконтролировать его. Нагрев этой ёмкости осуществляется за счёт горения термитной смеси, засыпанной в тот же тигель. То, что металл не контактирует с термитной смесью, значительно снижает требования к её химическому и дисперсному составу. Основное преимущество данной технологии перед существующими заключается в постоянстве химического состава металла, заливаемого в шов, а также в отсутствии риска попадания шлака в металл шва.