— Но во второй половине XIX века уровень научных знаний поднялся на новую высоту: Джеймс Максвелл (см. «Наука и жизнь» № 1, 2015 г., статья «Сказка о Джеймсе Максвелле и его ручном демоне») открыл электромагнитную природу света, Генрих Герц обнаружил невидимое радиоизлучение. Появились исследования Филиппа Ленарда о катодных лучах, а к концу века Вильгельм Рентген «увидел» невидимые Х-лучи. Эти новейшие для того времени открытия в корне изменили отношение учёных к работам, описывающим невидимое излучение.
Эдмону Беккерелю в опытах со светом помогал его сын Антуан, которому к моменту окончания книги «Свет» было четырнадцать лет. Впоследствии он сам стал учёным, посвятив себя вопросам фотографии и люминесценции солей урана. Антуан Анри Беккерель продолжил династию и вслед за дедом и отцом возглавил кафедру физики в Национальном музее естественной истории. Прочитав об открытии рентгеновских лучей, Антуан сразу решил, что они как-то связаны с фосфоресценцией. Он полагал, что вещество, полежавшее на ярком солнечном свете, может испускать не только обычный свет, но и Х-лучи.
В этом младший Беккерель ошибался, но его главное открытие уже лежало на поверхности. Однажды Антуан запланировал исследование, которое нужно было проводить на ярком солнечном свете, но из-за туч, набежавших на небо, отложил эксперимент. Фотопластинку, завёрнутую в плотную чёрную бумагу, он положил в стол вместе с образцами солей урана. На следующий день учёный обнаружил, что убранная в стол фотопластинка оказалась засвеченной, хотя он завернул её в плотную чёрную бумагу. Существенное отличие этого случайного опыта от опытов Сен-Виктора заключалось в том, что чёрная бумага преграждала путь к пластинке любого видимого излучения. Опыты Беккереля показали, что замеченное им излучение не зависит от температуры и вызывает ионизацию воздуха, так же как лучи Рентгена.
Антуан Беккерель установил: причиной засветки стало невидимое излучение солей урана. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что чистый уран излучает в три с половиной раза сильнее, чем его соль, значит, именно он отвечает за засветку фотопластинок.
Обнаружение радиоактивности урана — классический пример случайного открытия, которое сделано благодаря тому, что Антуан Беккерель был хорошо к этому подготовлен.
— Если Антуан читал книгу своего отца Эдмона Беккереля, то, конечно, хорошо подготовился, — отметил Андрей.
— Общество, — продолжила Дзинтара, — смогло оценить открытие радиоактивности не только благодаря работам Герца, Ленарда и Рентгена. Очень много успели сделать в этом направлении супруги Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри.
Излучение, которое исследовал Беккерель, какое-то время называли «лучами Беккереля». За открытие радиоактивности он получил в 1903 году Нобелевскую премию по физике, разделив её с Пьером Кюри и Марией Склодовской-Кюри. Он стал знаменит, его выбрали академиком Французской академии наук, и он даже занял почётный пост её пожизненного секретаря. Его именем названы единица радиоактивности — беккерель (Бк), кратеры на Луне и на Марсе.
Вот что значит постоянно находиться в поиске, — закончила Дзинтара.
***
Уран (U) — химический элемент с атомным номером 92 (равным числу протонов в ядре) в периодической таблице Менделеева. Тяжёлый серебристо-серый глянцеватый металл. Радиоактивен. В земной коре его содержится в 40 раз больше, чем серебра, и в 500 раз больше, чем золота. Уран встречается практически везде — в минералах, почве, в воде рек и океанов.
Люминесценция — эффект нетеплового свечения вещества под действием различных факторов: света, химических реакций, ионизирующих излучений, электрического тока, звука, трения и т. д.