О путях, которыми идёт Департамент образования города Москвы, мы попросили рассказать первого заместителя директора Московского центра технологической модернизации образования Романа Ершова.
Существует скучный казённый термин — государственные услуги. За ним прячется целый пласт таких совершенно обыденных дел, как, например, регистрация автомобилей в ГАИ, регистрация прав собственности на жильё или земельный участок. Заниматься этим приходится не слишком часто и не всем. Но есть среди госуслуг такая, с которой, совершенно не задумываясь о её статусе, сталкивается каждый. Это образование. В соответствии с конституцией каждый гражданин нашей страны имеет право на образование, и государство предоставляет ему возможность его получить. В стране создано Министерство образования и науки, в обязанности которого входит организация этого процесса, в субъектах федерации за процесс отвечают соответствующие региональные органы исполнительной власти, и заметную роль в их деятельности играет использование современных информационных технологий.
С целью внедрения информационных технологий в образование в Москве создан Центр технологической модернизации образования, сокращённо именуемый «ТемоЦентр».
Использование информационных технологий позволяет оптимизировать многие процессы путём их автоматизации. Проведём аналогию: в истории автоматизации есть интересный факт. На первых простейших паровых машинах рабочее колесо приводилось в движение за счёт возвратно-поступательного перемещения поршня в цилиндре. Достигалось это попеременной подачей пара в противоположные полости цилиндра. А этого добивались переключением распределительного клапана вручную. Нанимали на такую работу детей. Один из мальчишек посмотрел на процесс повнимательнее других и заметил, что момент переключения клапана точно совпадает с определённым положением рабочего колеса машины. То есть он получил информацию о работе системы. Тогда он приспособил к колесу длинную палку, которая в нужный момент нажимала на клапан и открывала его. А сам побежал играть с друзьями. Вот пример простейшей автоматизации процесса управления на основе полученной информации. Ровно этим же мы и занимаемся, только у нас уже не палка в руках, а компьютеры, серверы, программные средства и не простая паровая машина, а сложный организм московской системы образования.
Но ни информатизация, ни автоматизация сами по себе не представляют большой ценности. Важно то, какие задачи решаются с их помощью, каков конечный (или промежуточный) результат. К примеру, посмотрим на эволюцию обычного бумажного документа. На заре бюрократии документ писали от руки. Получалось медленно, не всегда точно, не всегда разборчиво и в единственном экземпляре. Затем были изобретены пишущие машинки. Скорость у профессиональных машинисток выше, чем при письме от руки, шрифт стандартный и разборчивый, количество экземпляров в предельных случаях достигало 7—8. Но осталась проблема рассылки документов, внесения в них исправлений, корректировок. На смену машинке пришёл компьютер. Появилась возможность изготовления за минимальное время неограниченного числа копий, пересылки документа в неограниченное число адресов на неограниченные расстояния. А во многих случаях оказалось, что бумажная копия и вовсе не нужна…
Другой пример — бухгалтерия. До сравнительно недавнего времени все бухгалтерские расчёты проводились на бумаге. Даже когда появились счётные машины, все цифры дублировали на бумаге. Теперь есть довольно совершенные бухгалтерские программы, они позволяют отказаться от «устного счёта», а рутинные операции, например по начислению заработной платы или налогов, компьютер проводит сам, нужно только ввести в него правильные исходные данные.