Все извлекаемые запасы каменного угля оценены в 18 трлн т, тогда как мировая добыча в 2013 году составила 7,8 млрд т. Таким образом, неконвенциональные углеводороды теоретически способны заместить уголь также в течение нескольких десятков лет. И это без учёта ещё одного неконвенционального углеводорода — метана (газа) угольных пластов, мировые запасы которого оцениваются в 260 трлн м3, что также сопоставимо с запасами обычного газа.
Общие потенциальные ресурсы горючих сланцев в мире оценены примерно в 450 трлн т.
Однако наиболее масштабны мировые запасы газогидратов — по некоторым оценкам, 1,5?1016 м3 (15 000 трлн м3), что на несколько порядков больше прогнозных ресурсов обычного природного газа. В то же время данный вид сырья наиболее труднодоступен. Около 97% его приходится на морские акватории, остальное — на зоны вечной мерзлоты.
Из приведённых данных видно, что углеводородного сырья хватит ещё на столетия, если не на тысячелетия, даже при росте объёмов потребления.
Давно забытое старое
Использование неконвенциональных углеводородов имеет давнюю историю, точно так же как и использование возобновляемых источников энергии. В частности, давно разрабатывались горючие сланцы. Но высокая стоимость производства энергоносителей из этих источников и открытие больших месторождений сравнительно легко извлекаемых нефти, газа, каменного угля в XX веке обусловили потерю к ним интереса. Однако рост цен на энергетическое сырьё и некоторые геополитические факторы в начале XXI века вновь пробудили к ним интерес, и прежде всего к сланцевому газу.
Около 80% всех доказанных запасов технически извлекаемого газа приходится на 10 стран. Это более или менее развитые страны со сравнительно высоким уровнем разведанности запасов минеральных ресурсов.
Основная часть добычи сланцевого газа сосредоточена в США, — именно они дали повод говорить о «сланцевой революции», начало которой относят к началу 2000-х годов. Если в 2000 году на сланцевый газ приходился 1% всей добычи газа в США, то к 2012 году на него в общем объёме добычи природного газа в США приходилось 39%. Благодаря этому Соединённые Штаты впервые обогнали Россию по объёмам добычи природного газа и вышли на первое место в мире. А в 2013 году доля сланцевого газа была даже несколько больше доли конвенционального газа в общем объёме добычи.
Наряду с США заметную долю в общей добыче метана сланцевый газ имеет в Канаде (15%). Кроме того, в небольших объёмах он с недавних пор добывается в Китае. В остальных странах мира работа пока находится на стадии исследований либо экспериментальной добычи.
То, что сланцевый бум произошёл именно в США и почти не распространился на другие страны, связано не только с технологическим превосходством Соединённых Штатов. Сланцевый газ залегает там на больших площадях и на сравнительно небольшой глубине. Дополнительным мощным стимулом собственных разработок стало снижение зависимости от внешних поставок (США — крупнейший в мире импортёр углеводородного сырья).
Общие доказанные запасы сланцевой нефти в мире оцениваются в 47 млрд т, из них около 80% приходится на 10 стран, список которых большей частью совпадает с таковым для сланцевого газа, что неудивительно, учитывая одинаковую геологическую привязку сланцевых газа и нефти к сланцевым породам.
По состоянию на 2011 год сланцевой нефти в мире добывалось около 40 млн т в год. Это примерно 1% общего объёма добычи нефти. В 2013 году объём вырос до ~ 100 млн т в год. Основная добыча (более 90%), как и в случае со сланцевым газом, ведётся в США.
Аналитический центр Департамента энергетики США EIA (Energy Information Administration) прогнозирует, что к 2030 году добыча сланцевой нефти достигнет 350 млн т в год, или 9% общего объёма добычи нефти.