№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Сказка об Эрнесте Резерфорде, придумавшем космическую модель атома

Ник. Горькавый

«Космические сыщики» — новая книга писателя, доктора физико-математических наук Николая Николаевича Горькавого. Её герои знакомы читателям по научно-фантастической трилогии «Астровитянка» и научным сказкам, опубликованным в журнале в 2010—2014 гг. и в №№ 1, 4—7, 2015 г.

Выпускник Кентербери-колледжа Эрнест Резерфорд в возрасте 21 года. Фото: Wikimedia Commons / Public Domain.
Эрнест Резерфорд в лаборатории Монреальского университета в Канаде. 1905 год. Фото: Wikimedia Commons / Public Domain.
Джозеф Джон Томсон. Фото: Wikimedia Commons.
Фредерик Содди. Фото: Public Domain.
Портрет Резерфорда на стодолларовой купюре Новой Зеландии.
Герб барона Резерфорда.
Схематическое изображение атома с пролетающими альфа-частицами: слева — модель Томсона, или пудинговая; справа — модель Резерфорда.

Вечером перед сном Дзинтара, как всегда, открыла книгу и прочитала детям первую фразу новой сказки:

— История атомной физики сложилась бы иначе, не будь в Шотландии так мало пахотных земель.

— Ты уверена, что в этой фразе нет ошибки? — осторожно спросила Галатея. — Может, в ней случайно сошлись два предложения из разных историй?

— Сейчас увидим, — проговорила озадаченная Дзинтара и продолжила чтение.

— Из-за нехватки сельскохозяйственной земли в Шотландии британское правительство стало раздавать безземельным фермерам бесплатные билеты на пароходы, отправлявшие-ся в отдалённые и малонаселённые английские колонии, где бедняки могли получить собственный участок. Семейству Резерфордов достался билет не в Канаду, как многим другим, более удачливым фермерам, а гораздо дальше — в Новую Зеландию. Там глава семейства Джеймс стал заниматься выращиванием льна. У него было 12 детей. Четвёртого ребёнка звали Эрнест. Мальчик отличался прекрасной памятью, богатырской силой и здоровьем. Живя, можно сказать, на краю света, он увлёкся наукой и захотел переехать в Англию, где фермерам приходилось туго, а учёным было полное раздолье.

Сильное желание — главная составляющая успеха. Эрнест прекрасно закончил школу и получил стипендию для обучения в лучшем в Новой Зеландии Кентербери-колледже в Крайстчёрче. В те времена в нём насчитывалось всего 150 студентов и 7 профессоров. Сейчас это новозеландский университет.

В 21 год Эрнест закончил колледж, защитив магистерскую работу по радиоволнам, открытым несколькими годами ранее немецким физиком Генрихом Рудольфом Герцем. Для регистрации волн новозеландский магистр придумал радиоприёмник нового типа, основанный на намагничивании железа при высокочастотном разряде. Но мечта об Англии пока оставалась мечтой.

— И что дальше? — спросил нетерпеливо Андрей.

— Эрнест подал заявку на стипендию, которая позволяла учиться в Англии. Такую стипендию — одну на всю Новую Зеландию — давали раз в два года. Ожидая ответа, Резерфорд устроился на работу учителем в среднюю школу. К сожалению, стипендию дали другому. Но случилось неожиданное — тот отказался от стипендии и остался в Новой Зеландии. А в Англию поехал Резерфорд. Он прибыл в Кембриджский университет, поступил на работу в Кавендишскую лабораторию и стал аспирантом знаменитого физика Джозефа Джона Томсона.

— Чем же он знаменит? — поинтересовалась Галатея.

— Томсон был директором прославленной Кавендишской лаборатории Кембриджского университета. Он исследовал катодные лучи и доказал, что вне зависимости от материала катода они состоят из одинаковых частиц с одним и тем же отношением заряда к массе. Это отношение Томсон измерил по отклонению траекторий частиц в электрическом и магнитном полях. Таким образом, Томсон стал открывателем электронов — мелких заряженных частиц материи. В 1906 году он получил за это Нобелевскую премию. Другой известный физик, нобелевский лауреат 1905 года Филипп Эдуард Антон фон Ленард тоже исследовал катодные лучи и был близок к доказательству того, что они состоят из частиц, но упустил право называться открывателем электронов.

— Он и с рентгеновскими лучами опоздал! — напомнил Андрей.

— Да, Ленарду хронически не везло, все самые яркие открытия, связанные с катодными лучами, уплыли из его рук.

Другие статьи из рубрики «Рассказы о науке»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее