Странное лето у края земли

Евгений Константинов. Фото автора

Камчатка у меня долго была белым пятном на карте. Уже давно и на Чукотку, и в Якутию, и в Магадан — почти как в соседский сад за яблоками, а полуостров вулканов и медведей всё ещё оставался terra incognita. Поэтому, когда мне представился шанс слетать в любой аэропорт мира, куда есть рейсы S7 Airlines, я без колебаний выбрал Елизово — воздушные ворота Камчатки. А дальше идея путешествия была простой: взять на месте машину и в режиме общего знакомства за две недели объехать полуостров вдоль, поперёк и по диагонали, насколько это будет возможным по дорожным условиям. Когда о регионе знаешь лишь то, что «в Петропавловске-Камчатском полночь», такой способ географического познания позволяет максимально быстро открыть для себя новую территорию, расширить горизонты, завязать знакомства и поставить задачи на будущее, определив тематику и направления для следующих поездок.

Кажется, что жилые кварталы Петропавловска-Камчатского поднимаются прямо на Авачинский вулкан.

Ещё в середине ХХ века дорожная сеть как таковая на Камчатке отсутствовала. Нет, по документам она была и составляла что-то около 1500 км. Вот только из них, по официальным данным на 30 апреля 1949 года, на весь полуостров было 48 км благоустроенных дорог. Основная доля этого километража приходилась на построенную ещё в 1914 году круглогодичную грунтовую трассу из Петропавловска-Камчатского в Елизово. Оставшиеся благоустроенные километры были короткими связками местного значения между близлежащими сёлами, новым «золотым» (по себестоимости) мостом через реку Быструю, к которому не подходило никаких нормальных дорог, и несколькими не связанными между собой участками так и не построенной за десять предвоенных лет силами заключённых автодороги в Усть-Большерецк. Основной камчатский километраж давали «тропы областного значения»: Большерецк — Ича протяжённостью 365 км, Начики — Мильково — Средне-Камчатск (350 км), Усть-Камчатск — Средне-Камчатск (235 км). Передвижение по ним было сезонным, а главной движущей силой транспортного потока оставались собаки...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее