Но человек не довольствуется тем, что природа дает ему сама, он стремится взять у нее то, что ему нужно.
Исправление отметок
Александр Николаевич Студитский не мог поверить в то, что восстановительные процессы в мышце, например, нельзя «подогнать», заставить развиваться более активно.
И вот тут-то было обнаружено удивительное свойство мышцы. Она как будто не хотела тратить свои запасные силы «по мелочам». Чтобы «расшевелить» ее регенеративные способности, понадобились весьма сильные средства.
Когда мышцу просто разрезают, процесс регенерации только намечается. Чем глубже разрез, тем интенсивнее развивается новая ткань. И, конечно, тем больше становится количество РНК.
А если... Пройдут годы, и сам Студитский назовет этот эксперимент в своей книге скорее озорством, чем академическим опытом.
У цыпленка удалили целую мышцу. Никогда организму самому не справиться с таким ударом. Но на место мышцы пересадили измельченную мышечную ткань. Да, да, мелко изрезанные ножницами мышечные волокна. Кажется, что такое измельчение — верный способ выбить у ткани всякую «волю к жизни». Но законы живой клетки сложны и многообразны. И такая операция, оказалось, наоборот, приводит мышцу в развитое пластическое состояние — она вызывает накопление РНК. Удаленная мышца восстановилась, приняла типичную форму, стала работать! То, что было не под силу природе, сделала наука.
Сейчас в лаборатории профессора Студитского изучаются биохимические секреты приведения тканей в пластическое состояние. Измельчение мышцы — далеко не единственный метод, найденный ученым и его сотрудниками. Во всех руководствах по восстановительной хирургии говорится, что пересадить мышцу целиком не только никому не удавалось, но и принципиально невозможно из-за ее жадности к кислороду. Прекращение кровоснабжения быстро приводит мышцу к гибели. Но вызовите в мышце пластическое состояние — и «невозможная» операция удастся.
У кролика и крысы А. Н. Студитскому и его сотруднице Н. Н. Босовой удавалось пересаживать целую икроножную мышцу — с одной конечности на другую, после специальной подготовки. И теперь, если мышце еще нельзя выставить пятерку, то удовлетворительной оценки она уже заслуживает.
Оптимисты всегда правы
Говорят, что заразиться можно не только болезнью, но и здоровьем. «Заразительным» оказалось и пластическое состояние. Если привести в пластическое состояние часть мышечных волокон, легче восстановятся и другие. Больше того, мышца в пластическом состоянии «подбадривает» регенерацию кости.
Это удивительное свойство ткани, открытое Студитским, было использовано недавно врачом из Винницы, кандидатом медицинских наук С. И. Праведниковым. При лечении остеомиелита он после операции по удалению участка кости пересаживал под надкостницу измельченную мышечную ткань, и кость восстанавливалась несравненно быстрее, чем обычно. Былая двоечница пришла на помощь отличнице.
Опыты на животных открыли широкие перспективы лечения многих видов поражения мышц. Дело врачей — использовать арсенал, создаваемый наукой.
Возможности человеческого организма огромны, а наука способна увеличить их до пределов, кажущихся невероятными. Статья эта начата примером из сочинения английского писателя, не поверившего в силы человека. Советский фантаст Богданов в двадцатые годы увидел иное будущее. Потерянная кисть руки заново отрастает у человека грядущих тысячелетий.
Безумная мечта, казалось бы, ей место только в фантастике. Но уже многое на наших глазах перешло из романов в документальные очерки, из рассказов — в репортажи. В XX веке, как никогда раньше, правыми оказываются оптимисты. И они разрушили привычные представления о восстановительных силах организма, проникают в тайны мышцы, добиваются регенерации таких заповедных тканей, как сердечномышечная и нервная. Они правы в своих дерзаниях. Оптимисты всегда правы!