Находки костей вымерших слонов плейстоценового периода — шерстистого мамонта и его более древнего родственника трогонтериевого слона — на территории Пермского края крайне редки. Наверное, поэтому скелетов трогонтериевых слонов в российских естественнонаучных музеях очень мало. До настоящего времени таких экспонатов было всего пять: два в Азовском музее и по одному в Ханты-Мансийском музее Природы и Человека, Музее института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) и Палеонтологическом институте РАН (Москва). Недавняя находка на юго-западе Пермского края части скелета трогонтериевого слона стала первым открытием этого вида в данном регионе.
Трогонтериевые слоны были широко распространены на большей части Северной Евразии приблизительно 800—200 тыс. лет назад и, по-видимому, являлись предками шерстистого мамонта. Об образе жизни и внешнем облике этих животных известно гораздо меньше, чем об их потомках— мамонтах, и поэтому находка в Пермском крае сразу привлекла к себе внимание специалистов.
Большой, частично разрушенный бивень мамонта заметили летом 2010 года на обрывистом правом берегу Камы (высота берега здесь более 16 м) рыбаки из деревни Замании (Оханский район Пермского края). Бивень показался из обрыва после обвала берега на высоте около 5 м над урезом воды. Собранные на склоне фрагменты бивня передали в музейную комнату Дома культуры соседнего села Казанка, а о находке сообщили в Краеведческий музей Перми. Разведочные работы на местонахождении мамонта сотрудники Пермского краеведческого музея проводили в 2010—2011 годах. После изучения собранных находок стало ясно, что обнаруженные кости скелета принадлежат одному крупному слону. По сохранившемуся в нижней челюсти зубу последней смены* специалисты поняли, что это трогонтериевый слон (биологический вид Mammuthus trogontherii), а не шерстистый мамонт (M. primigenius).
Видовое определение слонов плейстоценового периода, относящихся к линии мамонтов, основано преимущественно на строении их верхних и нижних зубов последней смены. В процессе эволюции на протяжении плейстоценового периода изменялись условия жизни животных. Слоны приспосабливались к холодному и сухому климату и новой пище — травянистой и кустарниковой растительности. Для её использования необходим эффективный аппарат перетирания растительных волокон. Поэтому в ходе эволюции слонов мамонтовой линии постепенно увеличивалось число пластин, составляющих зуб, а сами пластины стали высокими, что компенсировало их быстрое стирание о жёсткую травянистую растительность. У трогонтериевого слона из Пермского края нижний зуб последней смены состоял из 18—19 пластин, что является типовым признаком этого вида.
Измерение выкопанных костей слона показало, что животное было очень крупным. Высота его тела на уровне плеч составляла около 400 см, диаметр бивня — более 19 см, а реконструированная длина бивня — более 250 см. Вес живого мамонта мог быть 8,5—9,5 т. Учитывая размеры тела, незаконченный рост костей скелета и степень стирания зубов последней смены, палеонтологи предположили, что это был взрослый самец, возраст которого превышал 40 лет. Несмотря на такой солидный возраст (в естественных условиях современные африканские слоны живут около 60 лет), у слона из Оханского района сохранялись ростовые зоны на костях. По этой причине, например, верхний апофиз лопатки (костная часть верхнего края лопатки над ростовой зоной) остался неприросшим. Такой продолжительный рост тела (практически в течение всей жизни) для данного вида слонов наблюдается только у самцов, а у самок он заканчивается гораздо раньше — с рождением детёнышей.
Подготовка к раскопкам длилась почти два года, они начались лишь в 2013 году. Пермский краеведческий музей ведёт их совместно с Палеонтологическим институтом им. А. А. Борисяка РАН.