***
Уважаемая редакция!
Мне 76 лет, и я постоянный читатель вашего журнала.
Хочу составить родословное древо моей семьи и узнать историю фамилии Ценцов. Мой отец родился в 1913 году в г. Кинешме Ивановской области. Много ездил по Советскому Союзу, но однофамильцев нигде не встречал.
С уважением Лев Ценцов (г. Городец Нижегородской области).
Ценцов
Фамилия действительно единичная. Впрочем, встречается она и в других регионах, например на Псковщине, в Костромской и Пензенской областях. И это далеко не случайно. Дело в том, что говоры жителей упомянутых земель в прошлом имели такую особенность, как «цоканье». Например, в пензенских, рязанских, тамбовских землях бытуют фамилии Цибизов и Цибисов, которые являются диалектным вариантом общерусской фамилии Чибисов. Аналогично возникло и семейное прозвание Ценцов.
В его основе лежит старинное слово ченец. Ченцами или чернецами часто называли монахов-чернецов. Такое произношение слова чернец получило широкое распространение в белорусско-украинских и некоторых западнорусских говорах. К нему, вероятно, восходит псковская фамилии Ценцов. Возможно, это прозвище в старину было знакомо и некоторым другим великорусским говорам. Как известно, монахи не имеют права жениться и заводить детей. Не исключено, что подобное имя давалось в качестве своеобразного оберега — от нечистой силы. И конечно, прозвище Ченец мог получить от своих земляков очень набожный мужчина-мирянин.
Но в большинстве русских диалектов прозвище Ченец имело другое значение. Ченцом или причетником в старину называли помощника священника, который во время богослужения зачитывал церковные книги и псалмы. Разумеется, указание на профессию главы семейства часто становилось причиной появления прозвища всех членов его семьи. Любопытные свидетельства этого сохранились в грамотах XVII века: Иван Ченцов, подьячий и писец дворцовых земель Костромского уезда, 1631 г.; Фёдор Ченцов, подьячий Поместного приказа, 1692 г. А в написании вашей фамилии сохранился более редкий диалектный вариант произношения.