Юрий Кудояр.
Кудояр
Имя Кудояр восходит к персидскому языку, в котором оно произносилось несколько иначе — Худайар и означало буквально «божий человек». В тюркских, а позднее и славянских говорах появились новые варианты произношения этого имени: Кудояр, Кодаяр, Кудеяр, Кудияр, Худаяр, Худояр, Худияр и другие. В старинных грамотах упоминаются: в 1524 г. — Кудояр Карачев сын Мудюранов, казак, посол Московский; в 1580 г. — князь Кудеяр Иванович Мещерский; в 1581 г. — Кудеяр Чуфаров, арзамасский помещик; в 1670 г. — Федот Кудояр Михайлов, посадский человек из Курска.
Причины, по которым это имя вошло в обиход большинства тюрков и славян, были различными. Первые получили его вместе с исламом (так же, как, например, славяне восприняли большое число греческих имён с принятием православия). Славяне же заимствовали имя Кудояр от соседей-тюрков, но не в связи с религиозной традицией, а в качестве необычного, экзотического нецерковного (мирского) имени. В западных и южных губерниях Российской империи, где были популярными бессуффиксальные фамилии (см. фамилию Стром) потомки Кудояра получили фамилию, сохранившую звучание имени их предка.
***
Пожалуйста, помогите узнать о происхождении нашей фамилии Кашкуревич. Мой отец из Белоруссии. Фамилия соседа Стром. Его тоже интересует история фамилии.
Анатолий Кашкуревич (г. Краснодар).
Обе фамилии восходят к именам, имевшим несколько значений и бытовавшим среди жителей разных земель.
Кашкуревич
Польские исследователи утверждают, что Кашкур — разговорная форма нецерковного имени Каша (через форму Кашка) и церковного имени Казимир (Каша — Кашка — Кашкур). Оба имени имеют славянское происхождение. Каша — традиционное для именника многих славянских народов нецерковное имя (отсюда и распространённость фамилии Кашин). Имя Казимир переводится с древнеславянского как «объявляющий о мире». Это имя не вошло в православный именник, однако присутствует в католическом. Но в землях восточных славян существовали и другие значения имени Кашкур. Оно пришло к славянам из тюркских языков, в которых имело несколько значений: баран, волк, звёздочка и белая отметина на лбу животного. Существовало и несколько диалектных форм этого имени: Кашкар, Кашкарь, Кошкар, Кошкарь, Качкар, Кочкарь и, наконец, Кашкур. Разумеется, тюркские имена чаще встречались в южных и восточных регионах восточного славянства. Но, поскольку тюркские имена в XV—XVII веках были довольно популярными даже у жителей северо-западных областей Великих княжеств Московского и Литовского, то невозможно уверенно говорить и о том, какой именно смысл вкладывали предки в имя Кашкур, когда давали его своему новорождённому сыну. Свидетельством этого является такой факт. Фамилия Кашкуревич, образованная по традиции, характерной для белорусско-украинских и западнорусских земель, на рубеже XIX—XX веков была известна главным образом среди жителей современной Белоруссии. Но широкой была и география распространения фамилии Кашкуров, образованной от этого же имени, но по более распространённой в Российской империи традиции. Достоверно известно бытование этой фамилии во многих регионах, например в Воронежской, Нижегородской областях и в Южной Сибири.
Стром
Эта фамилия и вовсе может быть названа интернациональной. Она известна, например, у русских, белорусов, поляков, финнов, эстонцев и немцев. Поэтому однозначный вывод о первоначальном значении лежащего в её основе имени или прозвища также невозможно сделать без учёта данных генеалогии. В каждом регионе источник мог быть своим. Например, у немцев, а также финнов и эстонцев эта основа — прозвище, восходящее к древнегерманскому Str?m, Strohm — река, бурный поток и клин, полоска земли; у поляков и, вероятно, части белорусов, основой этой фамилии может быть другое значение слова стром — склон, обрыв. В обоих случаях семейное прозвание Стром могло возникнуть как указание на место жительства человека, на тот факт, что селение и даже дом, в котором он жил, располагались на берегу реки, крупного ручья или соответственно на склоне горы (холма, оврага). Подобные названия известны и в топонимике Московской Руси. Например, уже в грамоте 1378 года упоминается местность Стромыни, она же Костромыня и современное село Стромынь Ногинского района Московской области, известное из документов XIX века и как Стромы. Появление такого названия, вероятнее всего, связано с относительно высокими и крутыми берегами реки Дубенки, на которой расположены и село, и его окрестности.