№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Двухградусный барьер: ни шагу вперёд

Татьяна Зимина

Субтропическая жара. Июньская температура в Москве превышает «исторический максимум» 2010 года, перевалив за отметку в 40оС. Средняя же температура в июне в целом на территории России превышает климатическую норму на 7–9оС.

Структура эмиссии парниковых газов по отраслям. Данные Росгидромета.
Выбросы парниковых газов в России по данным Росгидромета.

Такую неприглядную картину описывает «Прогноз» погоды, созданный Главной геофизической обсерваторией им. А. И. Воейкова и Гидрометцентром России на 2050 год в рамках проекта Всемирной метеорологической организации (ВМО) «Прогноз погоды из 2050 года». Подобные выпуски «новостей» подготовлены в различных странах мира на основании сценариев вероятных изменений климата в ближайшие 30—40 лет специально к состоявшейся в декабре 2015 года в Париже Международной конференции ООН по изменению климата. Их цель — ещё раз привлечь внимание общественности к проблеме изменения климата. Речь идёт о том, что станет с климатом, если человечество будет себя вести так, как делает это сейчас: выбрасывать в атмосферу мегатонны парниковых газов, вырубать леса, нарушать биоценозы…

Оправдается этот прогноз или нет, сейчас сказать трудно. Модели, по которым ведут расчёты, несовершенны и могут не учитывать все факторы, влияющие на климатические изменения. Но так или иначе глобальное потепление продолжается: по данным Гидрометцентра России, 2015 год стал самым тёплым в Северном полушарии за весь период метеонаблюдений, то есть более чем за 120 лет. И это потепление несёт угрозу жизни будущих поколений. Выход климатологи видят в сокращении выбросов парниковых газов и в адаптации, которая даст возможность противостоять различным негативным проявлениям климатических изменений, прежде всего опасным природным явлениям. Если о сокращении выбросов парниковых газов говорят как минимум со времён подготовки Киотского протокола, то адаптация — новое слово в борьбе с климатическими изменениями. Как сообщается в Информационном бюллетене «Изменение климата» Росгидромета за ноябрь 2015 года, она включает в себя создание систем прогнозирования и ликвидации стихийных бедствий, рациональное использование природных ресурсов. В качестве примера успешной адаптации приводится борьба с горением торфяников несколько лет назад, когда срочно была разработана программа их обводнения.

Что же касается сокращения выбросов парниковых газов, то здесь перед человечеством поставлена конкретная цель: предупредить повышение среднеглобальной температуры на планете к 2040 году более чем на 2оС относительно доиндустриального периода. Соответственно разные страны взяли на себя те или иные обязательства, которые были объявлены во время парижской конференции ООН. В центре внимания оказалось развитие энергетики, ведь именно она даёт две трети глобальных выбросов парниковых газов. Абсолютно новым стал лозунг «Развитие энергетики при одновременном сокращении выбросов». То есть производство и потребление энергии будут расти, а выбросы сокращаться. Возможно ли это? В 2014 году рост мировой экономики составил примерно 3%, при этом выбросы, связанные с энергетикой, оставались прежними — впервые за 40 лет. Не последнюю роль в этом сыграл рост альтернативной энергетики: на возобновляемые источники энергии в 2014 году пришлась почти половина всех новых генерирующих мощностей. Быстрее всего подобные мощности вводили Китай, США, Япония и Германия, инвестировавшие в эту сферу 270 млрд долларов США. Другой способ достижения поставленной цели — сокращение энергоёмкости, которая в 2014 году уменьшилась на 2,3%. По данным Международного энергетического агентства (IEA), это сокращение оказалось вдвое большим, чем за всё прошедшее десятилетие. В специальном докладе, подготовленном к парижской встрече, агентство отмечает, что 13% выбросов углекислого газа, связанных с энергетикой, относится к странам, которые субсидируют потребление органического топлива. Замечено также, что в Индии, Индонезии, Малайзии и Таиланде проводят реформы, которые позволят уменьшить такое субсидирование, а значит, и расточительное потребление энергоресурсов.

Свои обязательства по сокращению выбросов некоторые страны представили ещё за полгода до Конференции ООН. Так, США обязались сократить чистые выбросы парниковых газов к 2025 году на 26—28% относительно уровня 2005 года. При этом темпы роста экономики в Штатах планируют даже увеличить на одну треть по сравнению с нынешними. Евросоюз обязался взять более высокую планку: сокращение эмиссии к 2030 году должно составить как минимум 40% относительно уровня 1990 года при увеличении темпов роста экономики в два раза по сравнению с темпами, наблюдавшимися с 2000 года. Китай же и Мексика, напротив, будут наращивать выбросы в связи с ростом экономики. При этом КНР объявила, что пиковых значений эмиссия углекислого газа у них достигнет к 2030 году, а может, и раньше, то есть затем следует ожидать их сокращения. Всего, по прогнозам IEA, с 2013 по 2030 год экономика в мире вырастет на 88%, а выбросы диоксида углерода — на 8%, достигнув 34,8 гигатонн.

А что же Россия? В нашей стране до 2030 года выбросы, связанные с энергетикой, тоже сократятся и составят 70% от объёмов выбрасывавшихся парниковых газов в 1990 году. Вообще-то этот уровень уже был достигнут к 1999 году, когда, согласно данным Росгидромета, эмиссия сократилась на 36%, что было связано со снижением потребления топлива в результате экономического кризиса в стране, падения производства, изменения структуры экономики. Однако в XXI веке наша экономика вновь стала расти, а вместе с ней и выбросы, хотя значительно меньшими темпами. И этот рост эмиссии некоторое время ещё продолжится, прежде чем начнёт сокращаться.

Чтобы выполнить принятые обязательства, очевидно, мировая энергетика должна претерпеть существенные изменения. К обозначенному сроку — 2030 году — возобновляемые источники энергии станут лидерами в производстве электроэнергии: среднегодовые инвестиции в их развитие, как прогнозируется, увеличатся на 80% (без учёта гидроэнергии) по сравнению с 2000 годом. Постепенно сократится использование угольных электростанций (при переходе через пиковые значения потребления угля в 2020 году), новые же строиться не будут. Спрос на нефть до 2020 года увеличится, затем выйдет на плато. При этом субсидии на использование органического топлива конечным потребителям также постепенно отменят. При производстве же нефти и газа должны сократиться выбросы метана (попутного газа).

Показатели энергоёмкости мировой экономики к 2030 году рассчитывают улучшить на 40%, — это позволит экономике «оторваться» от роста выбросов.

Одновременно, как отмечается в докладе IEA, каждые пять лет потребуется ужесточение принимаемых странами мер по борьбе с потеплением климата. И конечно же придётся наладить всеобщий учёт и контроль, то есть создать систему открытых данных по энергетике.

Другие статьи из рубрики «Наука. Вести с переднего края»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее