Людмила Николаева (Москва).
Мешавкин
Фамилия Мешавкины действительно исключительно уральская. Хотя встречается она и в Сибири, и в Центральной России, где, впрочем, единична (появление представителей этой фамилии в других регионах, вероятнее всего, связано с более поздними переездами). А жителям Северного Урала слово мешавка было знакомо и в XX веке. Мешавкой здесь называли кушанье из заваренной муки с толчёными ягодами. У русских в старину вообще были очень популярными мирские имена, повторяющие названия различных блюд. Но возможно, столь простое объяснение первоначального значения имени Мешавка не совсем верно. Слово мешавка здесь употреблялось ещё и в значении «путаница, неразбериха» и вообще «смесь чего-либо разнородного». Поэтому Мешавкой могли прозвать суматошного человека, а быть может, и ребёнка, родившегося от смешанного брака (в семье, где отец и мать были разных национальностей).
***
Здравствуйте! Моя фамилия Ильин. Буду признателен, если вы расскажете о её происхождении.
С уважением Ф. И. Ильин (Москва).
Ильин
Фамилия в некотором смысле «прозрачна». Всем понятно, что она образована от церковного имени Илья. В святцах оно записано как Илия и в переводе с древнееврейского языка означает «крепость Божия». Былая популярность имени Илья у славян связана с почитанием православной церковью святого пророка Илии (народное — Илья-пророк), родившегося, согласно преданию, за девятьсот лет до Рождества Христова. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была сооружена именно во имя пророка Илии. В целом Ильи могут отмечать свои именины, а Ильины — именины своих родоначальников 12 раз в году: 1, 21, 27 января; 13, 29 февраля (только в високосный год); 22 марта; 10 апреля; 2 августа; 26, 30 сентября; 11 октября и 16 ноября.
Вообще число фамилий, образованных от этого имени, очень велико: Илюхин, Илюточкин, Илюшечкин, Илюшин, Илюшкин, Ильков, Илькин, Ильчиков, Ильюшкин, Ильяков, Ильянков, Ильяшов и др. Все они восходят к разнообразным обиходным формам этого имени, и общее число носителей каждой из такой фамилий несравнимо мало по сравнению с численностью Ильиных. Это связано в первую очередь с тем, что многие Ильины получили свою фамилию при не совсем обычных обстоятельствах. То есть не в результате того, что семейное прозвание возникло сначала в устной речи земляков (поэтому и появились фамилии Илюхин, Илюшин и т. п.: глав этих семейств соседи звали соответственно Илюхой или Илюшей), а потом просто было зафиксировано представителями администрации. Значительная часть Ильиных обрела свою фамилию в тот момент, когда, например, одному из членов семьи потребовалось получить официальные документы — при его призыве в армию и т. п. В этом случае представитель соответствующего учреждения или командование полка были обязаны оформить его с непременным указанием фамилии. Этот вопрос стали решать простым способом. В качестве фамилии регистрируемого записывалось его полуотчество, образованное от канонической или народной, но давно ставшей официальной формы крестильного имени его отца. В этом случае сын Ильи и получал фамилию Ильин (отсюда и такая распространённость фамилий Иванов — сын Ивана, Алексеев — сын Алексея и др.).
***
Здравствуйте! Прошу разъяснить значение и происхождение фамилий Гамера, Пращук и Шалыгин.
Заранее вам благодарна. Наталья Пращук (Москва).
Гамера
Вероятнее всего, в большинстве случаев фамилии Гамера и Гамерник — диалектные формы более распространённых в Белоруссии, Польше, на Украине и юго-западе России фамилий Гамара и Гамарник. Они напоминают о профессии родоначальника, работавшего на «гамарне» (гамарня — медеплавильный завод, ранее вообще металлоплавильный и даже просто кузня, кузница).
Однако польские исследователи отметили бытование в польских говорах диалектного слова hamera — «буря, метель». Поэтому семейное прозвание Гамера могло восходить и к другому значению этого имени или прозвища. Имя Hamera могли дать сыну, родившемуся в метель или сильную бурю; взрослого же мужчину могли прозвать Гамерой за непростой, например вспыльчивый, характер.
Пращук
Основой фамилии Пращук может быть древнерусское мирское имя Праща, повторяющее название старинного оружия для метания камней, металлических шаров и т. п. (ремень с расширенной средней частью). Пращой часто называли и обычную рогатку.
Но, вероятнее всего, в большинстве случаев фамилия Пращук восходит к церковному имени одного из предков. Таково, например, имя Прашка — народная форма двух женских крестильных имён — Евпраксия (из древнегреч. «благоденствующая, процветающая»; эпитет богини Артемиды) и Прасковья (каноническое Параскева; «пятница»).
Существовало также семейное прозвание Прощук. Оно восходит к имени Прошка или Прошко — уменьшительной форме канонических церковных имён, имеющих древнегреческое происхождение: Прохор и Прокопий. Имя Прохор в переводе означает «ведущий», «запевала», «руководитель хора, ведущий за собой поющих и танцующих»; имя Прокопий — «опережающий», «успевающий».
Под влиянием «аканья» в некоторых случаях со временем семейное прозвание Прощук оказалось записанным в форме Пращук: безударная гласная о в этой фамилии часто произносится как а.
Шалыгин
Слово шалыга в различных русских говорах в старину имело множество значений: так называли верхушку чего-либо, кочку, бугор (такое имя любящие родители могли дать своему сыну-первенцу), большой мяч, плеть, кнут, посох и многое другое. Любое из этих значений могло стать основой мирского имени Шалыга. Кроме того, в псковских, тверских говорах даже в XX веке существовало прозвище Шалыга, образованное от диалектного глагола шалыганить, то есть «проказничать, баловаться». Соответственно Шалыгой здесь могли наречь проказника, шалуна и повесу. В костромских, нижегородских говорах Шалыгой называли человека с вспыльчивым, задиристым характером, забияку и драчуна. Значение прозвища восходит к диалектному глаголу шалыгать — «стегать, хлестать».
Не исключено, что все эти значения нарицательного шалыга в старину были знакомы и другим говорам восточных славян. Так, в грамоте 1539 г. упоминается Митька Шалыга, смоленский крестьянин; в 1649 г. в Реестре Войска Запорожского записаны Семён Шалыга и Васко Шалыга, казаки Чигиринского полка. С давних времён встречаются и упоминания этого семейного прозвания: Белко Шалыгин сын, послух, 1550 г.; Максимка Шалыгин, сельский староста, 1585 г., Суздальский уезд; Васка Шалыгин, 1618 г., Коломна.