№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

«Начаша изыскивати мастерства печатных книг...»

Т. Протасьева, научный сотрудник отдела старопечатных книг Государственного исторического музея

Первые учебники

Уже через год после выхода в свет «Апостола» Иван Федоров приступил к набору текста «Часовника». Долгое время по «Часовнику» учились читать и писать дети. Рукописные книги грешили ошибками и искажениями из-за «не наученных и неискусных в разуме» переписчиков... Поэтому в печатном учебнике была особая нужда. Книга была напечатана за очень короткий срок. Менее двух месяцев ушло на печать. Тираж книги был невелик, и Иван Федоров с Петром Мстиславцем одновременно выпускают второй тираж «Часовника». Экземпляр из первого выпуска находится в Бельгии, в Брюсселе, от второго выпуска сохранилась лишь одна книга. Она находится в Публичной библиотеке Ленинграда. Такая исключительная редкость учебных изданий Ивана Федорова, возможно, объясняется тем, что первые учебники, переходя от старших к младшим поколениям, изнашивались до полного их уничтожения.

В дошедших до наших дней первопечатных книгах нередко встречаются записи, сохранившие имена их владельцев, год, число и месяц приобретения пли дату вклада книги в какой-либо монастырь или церковь. Как правило, в записях содержится строгий наказ, сопровожденный заклятиями, — «никуда книгу не отдать, не потерять и не испортить». Эти пометки на полях часто показывают место продажи книги — Новгород и Путивль, Козельск и Мезень. В иных случаях по записям можно проследить историю бытования той или иной книги, переход ее от одних владельцев к другим, в места нередко значительно отдаленные друг от друга. Надпись па переплете одного из экземпляров «Апостола» дала возможность ученым расшифровать спорный момент в биографии Ивана Федорова.

«Иван Федоров – Москвитин»

В Историческом музее в Москве имеется экземпляр первопечатного «Апостола». Замечательно, что он сохранился в своем первоначальном переплете. Доски переплета обернуты кожей с великолепным золотым тиснением. На верхней крышке переплета, в центре, оттиснут двуглавый орел с надписью: «Иоанн, божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». На груди орла — гербовый щит с изображением Ивана Грозного в короне. Такое исключительно богатое оформление переплета и изображение царя на верхней доске указывают на то, что книга была одним из царских экземпляров «Апостола», предназначавшихся для подношения знатным лицам. Возможно, этот экземпляр был дан первопечатнику в 1566 году при его переезде в Литву, в Заблудово, для подношения гетману Ходкевичу.

Долгое время отъезд русского первопечатника из Москвы объясняли преследованием Ивана Федорова со стороны церковников, сожжение типографии приписывалось тоже им. Советские ученые полагают, что Московское государство послало своего печатника с особой миссией — восстановить и поддержать в Литве русское книгопечатание, пришедшее там в упадок, укрепить связи России с Литвой. Об этом свидетельствует и надпись, высеченная на надгробном камне Ивана Федорова: «Друкарь книг пред тем не виданных. Иоанн Федорович Москвитин, который своим тщанием друкование заднебалое обновил» — «Типограф книг, ранее не виданных, Иван Федоров москвич, который своим старанием книгопечатание захиревшее обновил». Первопечатник никогда не порывал связей с родиной. На всех заблудовских, а позже и львовских изданиях (во Львов Иван Федоров переехал в 1572 году) он непременно ставил вместе со своим печатным знаком, где были его инициалы, подпись: «Иван Федоров — Москвитин».

Отъезжая в Литву, Иван Федоров увез с собой полное типографское оборудование: гравировальные доски и шрифты, которыми начал тотчас же работать в Заблудове. Нельзя себе представить, чтобы через русскую границу, крепко охраняемую заставами, можно было бы перевезти тайком на нескольких телегах такую громоздкую поклажу.

В Москве остался работать ученик первопечатника Андроник Невежа, который уже в 1568 году выпустил два издания.

А в Литве и на Украине продолжали выходить издания, помеченные рукой Ивана Федорова. Всего вышло 6 книг. Хранилища Москвы, Ленинграда насчитывают в своих фондах по нескольку экземпляров каждой из них. Исключение составляет Букварь 1574 года, напечатанный Иваном Федоровым во Львове. В России первый букварь не сохранился. Единственный экземпляр его был не так давно обнаружен в библиотеке Гарвардского университета (США).

Возможно, в книгохранилищах нашей Родины, не везде полностью обследованных, найдутся еще экземпляры издании Ивана Федорова.

***

В первой печатне

В 1563 году в той части Москвы, которая называлась Китай-городом, было сооружено каменное здание первой русской типографии. Ее несложное оборудование состояло из печатного станка и нескольких наборных касс. К сожалению, печатный станок, на котором работал Иван Федоров в Москве, не сохранился. При пожаре 1571 года сгорел и первый печатный двор.

В память о печатном станке Ивана Федорова русские мастера в XVII веке сделали его точную, уменьшенную в 6 раз копию (модель хранится в Государственном историческом музее в Москве).

В основу конструкции печатного станка положен винтовой пресс. Печатание текста начиналось с набора строчки. В особую пластинку — верстатку — укладывали набранные строчки (в знаменитом «Апостоле» строка содержала 37 букв), всего в наборной полосе умещалось 25 строк. Рамку с набором ставили на талер. Батырщик (то есть рабочий у пресса) накатывал набор специальной типографской краской с помощью ручного валика или мацы — большой кожаной рукавицы. Краску делали из смеси вареного льняного масла и сажи. На декель клали лист чистой бумаги, прикрыв его сверху рашкетом. Поворотом боковой рукоятки талер задвигали под пиан. При повороте куки пиан опускался вниз и давил на талер.

При этом лист, лежавший на декеле, через прорези рашкета плотно прижимался к полосам набора. Через некоторое время батырщик поворачивал куку от себя, и пиан поднимался вверх. Подняв рашкет, мастер вынимал лист с готовым текстом.

Русский книгопечатник внес много нового в технику книгопечатания. Впервые в мире Иван Федоров стал применять двухцветное печатание с одной наборной формы; в готовом наборе приподнимались цветные детали, под них подкладывались снизу особые брусочки, таким образом получали двухъярусную наборную форму. Форму накатывали красной краской — краска ложилась только на верхний ярус — и делали отпечаток. Потом детали верхнего яруса вынимали, остальной набор прокатывали черной краской и снова делали отпечаток на тот же лист. Так на бумаге отпечатывался двухцветный текст. Этот способ значительно упрощал процесс печатания, экономил время и силы печатника. Исследователи считают, что идея такого способа печати была подсказана Ивану Федорову рукописными старославянскими книгами.

Комментарии к статье

*Книга «Апостол» заключает в себе описание деятельности апостолов и их послания.

** Летописный свод Грозного представляет собой обзор всемирной истории, кончая временем его царствования. Создан по повелению Грозного и сохранился до наших дней в 10 фолиантах. Каждый из них содержит от 1 500 до 2 000 листов текста, снабженных с лицевой и оборотной стороны миниатюрами. Рукописи хранятся в Москве в Историческом музее и в Ленинграде – в Публичной и Академической библиотеках.

Читайте в любое время

Детальное описание иллюстрации

«Апостол» 1564 года – первое точно датированное московское издание в первоначальном переплете XVI века. Книга хранится в Государственном историческом музее. Изображение на переплете совершенно стерлось. Внешний вид переплета дается по изданию 1843 года русского литографа Корнилия Тромонина.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее