№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Морским водам вход будет запрещен

Инженеры А. Авакян и Е. Ромашков

Соревнование идей

Промышленный Ленинград вместе с пригородами требует с каждым годом все больше и больше электроэнергии. Изучая возможности энергоснабжения города, проектировщики института Гидроэнергопроект еще в 1952 году предложили использовать воды Невы. Но относительно небольшая гидроэлектростанция получилась по проекту довольно дорогой, и строить ее поэтому не начали. Прошло несколько лет, и после одного из наводнений над проблемой защиты Ленинграда стали думать те же самые инженеры, которые в свое время работали над проектом Невской ГЭС.

И, как это часто бывает, решение проблемы, над которой бились почти две с половины сотни лет, предстало теперь в довольно простом виде. В самом деле, если соорудить на Неве, выше города, плотину, то в период нагона воды из залива можно будет полностью перекрывать сток реки. Ведь весь опасный период с начала нагона до полного спада продолжается от силы 13—14 часов. На это время Неву можно «остановить», накапливая воду в водохранилище Невской гидроэлектростанции.

Задержка стока Невы позволяет приблизить плотину, защищающую Ленинград со стороны Финского залива, вплотную к городу, так как в этом случае отпадает необходимость в большой акватории, по которой должны были бы разливаться воды Невы. Приблизить же плотину к городу — значит строить ее в самой вершине Финского залива, где глубина и ширина меньше, чем в створе острова Котлин. Расчеты показали, что защитные плотины в Финском заливе и на Неве выше города обойдутся почти вдвое дешевле плотины, предложенной в свое время Базеном, а затем (в 1946—1947 годах) ленинградским Институтом коммунального хозяйства. Кроме того, строительство плотины выше города позволило бы избавить Ленинград еще от одного бедствия — от зажорных наводнений, возникающих вследствие забивки русла Невы шугой. Эти наводнения затопляют прибрежные здания и создают угрозу для зимующих на Неве судов.

Но у проекта в том виде, в каком он был предложен гидроэнергетиками, оказалось, однако, два недостатка, Во-первых, задержка течения Невы у самой границы города может отрицательно сказаться на санитарном состоянии невской воды; во-вторых, водохранилище Невской ГЭС придется располагать в пределах застроенной, плотно заселенной долины реки. Однако эти недостатки отнюдь не опорочивают самую идею защиты города путем строительства двух плотин.

Современная техника предоставляет полную возможность сооружения защитной плотины в Финском заливе на некотором расстоянии от города, плотину же на Неве можно построить у ее истока, у Ладожского озера, и тем самым избавить долину Невы от нежелательного затопления.

В наше время благодаря совершенной системе прогнозов и хорошо поставленной службе оповещения наводнения не представляют угрозы жителям Ленинграда. Вторжение морских вод на проспекты, улицы и площади города всегда связано с большими или меньшими убытками, поэтому защита от наводнений — чисто экономическая проблема.

Сейчас многими проектными и научно-исследовательскими институтами страны составляется «Генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурссов СССР». При этом, конечно, будет учтена и проблема защиты Ленинграда от наводнений.

Эта задача, как и любая другая крупная народнохозяйственная проблема, может быть решена по-разному. Несколько проектных и научных институтов заняты поисками наилучшего варианта. Ленпроекту, занимающемуся разработкой генерального плана развития Ленинграда, наиболее перспективным кажется уже не раз предлагавшийся вариант строительства плотины через остров Котлин, так как это позволит решить ряд градостроительных проблем, связанных с освоением прибрежных территорий города. Ленгидропроект работает над совершенствованием своего проекта защиты города путем постройки двух плотин. Выдвинули своё предложение и сотрудники Гидрологического института. Они считают, что в защитные стенки следует превратить сами набережные и парапеты. На отдельных участках они предлагают установить самовсплывающие затворы, которые должны подниматься и преграждать путь воде, как только она заполнит специальные камеры.

Как и все города нашей страны, Ленинград растет. Застраиваются новые территории, входят в строй новые предприятия. Следовательно, наводнения могут наносить все больший урон. В противоположность этому стоимость строительных работ по возведению плотин благодаря успехам техники с каждым годом снижается. Поэтому нет сомнения, что для нашего народного хозяйства целесообразно будет пойти на крупные единовременные затраты по защите Ленинграда. И. конечно, инженеры смогут разработать проект, свободный от частных недостатков.

Взвешивая на чаше весов все «за» и «против» строительства защитных плотин, надо будет учесть, что они не только избавят Ленинград от наводнений, но и создадут прекрасные условия для расширения морского порта и для застройки города в сторону залива. Заболоченные ныне лахтинские земли можно будет осушить и создать на них обширное пригородное хозяйство. Наконец, по гребню плотины целесообразно будет проложить железную дорогу и шоссе.

Читайте в любое время

Детальное описание иллюстрации

Варианты расположения защитных плотин: 1 — трасса, предложенная Базеном и Институтом коммунального хозяйства; 2 — трасса, намечавшаяся к сооружению одновременно со строительством Невской ГЭС: 3 — еще один из возможных вариантов расположения защитных плотин в заливе и на Неве.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее