Арабский историк Мохаммед аль-Тамими (год рождения неизвестен, умер в 974 году), живший на севере Африки, в одном из своих трудов писал, что халиф Аль-Муизз Лидиниллах, правивший с 953 по 975 год, пожелал иметь «перо, которым можно было бы писать, не прибегая к чернильнице, а чернила бы находились внутри него». Перо наполняли бы чернилами, и, когда его владелец кончит писать «и чернила просохнут, перо можно было бы спрятать в рукав или куда его хозяин пожелает, и оно ничего не запачкает, так как ни одна капля чернил не просочится. Чернила будут течь только по желанию владельца, когда он захочет писать». Историк спросил у халифа, возможно ли это, и тот ответил: если Аллах пожелает, будет возможно.
Через несколько дней придворный ювелир принёс такое перо, сделанное из золота, но оно «выпускало немного больше чернил, чем требовалось», и халиф отдал его на доводку. Новый образец можно было «переворачивать в руке, наклонять в разные стороны, и ни капли чернил из него не проливалось».
Аль-Тамими далее пишет, что перо умело отличать, кто пытается им писать, и повиновалось только своему хозяину. Но этот пассаж можно отнести на счёт глубокого потрясения, которое вызвала первая авторучка у видевших её придворных. Опровергать подобные представления ни халиф, ни его ювелир, видимо, не спешили. Напомним, что и у нас авторучки долгое время назывались «самопишущими ручками» или просто «самописками». При этом никто не сомневался, что писать ими может каждый, «хозяйская рука» тут ни при чём.
Ближе к нашему времени достаточно надёжные авторучки, из которых при надлежащем обращении «ни капли чернил не проливалось», начали массово выпускать в США в 1884 году. Шариковые ручки, практически полностью вытеснившие перьевые, появились после Второй мировой войны.