Шестой год в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и Государства Израиль проводится отбор проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с применением нанотехнологических решений. Проводят его Фонд инфраструктурных и образовательных программ от России и Офис Главного Учёного Министерства экономики Израиля. К разработкам предъявляются серьёзные требования: они должны носить инновационный характер, иметь обоснованный спрос на внутреннем и международном рынках, срок коммерциализации не должен превышать 5 лет. Сферы применения НИОКР: связь, микроэлектроника, новые источники энергии, космические исследования, медицина, биотехнология, сельское хозяйство, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды...
«За шесть лет наш фонд стал кластером притяжения для всего, что связано с наноиндустрией, с нанотехнологиями, — говорит Алексей Романович Качай, заместитель генерального директора по стратегии Фонда инфраструктурных и образовательных программ. — Сформировалась обширная база экспертов из академических институтов, крупных научных организаций, международных компаний. Фонд играет роль оперативного коммуникатора, связывающего различные элементы общей сети: экспертов, конкурсантов, зарубежных претендентов... Наши специалисты оказывают консультационную, правовую помощь, могут порекомендовать экспертов, которые специализируются на том или ином направлении, а при необходимости на этапе формирования заявки подобрать партнёра как для российской, так и для израильской стороны».
К отбору принимается общая заявка от российской и израильской компаний. Предварительно партнёры должны заключить соглашение о распределении расходов по проекту, урегулировать вопросы владения интеллектуальной собственностью, совместной коммерциализации продукта или услуги. Со стороны России оценку проводит Фонд инфраструктурных и образовательных программ с привлечением отраслевых экспертов, со стороны Израиля — эксперты Офиса Главного Учёного Министерства экономики Израиля. Отобранные проекты финансируются уполномоченными организациями России и Израиля в соответствии с установленными правилами и процедурами. Применяется поэтапный график финансирования, который согласовывается на этапе проведения отбора проектов. Требования к участникам и формы заявок можно найти на портале российско-израильской программы (http://www.rusnano.com/infrastructure/other-company/niokr#/contacts).
Напомним, что мы уже рассказывали (см. «Наука и жизнь» № 8, 2015 г., статья «Российско-израильская программа грантовых проектов») о совместных российско-израильских проектах в области здравоохранения, получивших гранты программы, в частности об автоматизированном комплексе протонной терапии для лечения онкологических заболеваний и малоинвазивном оборудовании для операций при мочекаменной и желчнокаменной болезнях. Российские участники проектов подчёркивали, что без израильского партнёра выход на новые перспективные рынки был бы просто невозможен. Международная кооперация позволила сэкономить средства на маркетинг и время на продвижение важного, социально значимого медицинского оборудования. Установки стали более совершенными, удобными и безопасными как для врачей, так и для пациентов.
По результатам отбора 2015 года грант на разработку гибридных композиционных пьезодатчиков от российско-израильской программы получили АО «НИИграфит» и израильская компания «I. A. Research». В проекте российский участник отвечает за графеновую технологию, израильский — за пьезооснову датчиков. Обе стороны имеют свои технологические патенты, по результатам работы будет подана заявка на совместный патент.
«Совместная электронная разработка обладает рядом принципиально новых свойств и найдёт применение в тачскринах смартфонов, дисплеях современных компьютеров, — говорит начальник отдела инновационного развития и перспективных разработок АО «НИИграфит» Владимир Маркович Самойлов. — Хорошие перспективы у применения пьезодатчиков и в авиации — транспортной, пассажирской, беспилотной. Первая их функция — энергосберегающая. Энергию, выработанную в полёте с помощью пьезодатчиков, можно использовать для освещения салона или антиобледенительного обогрева корпуса самолёта. Вторая задача — предупреждение аварийных ситуаций, применение в системах сигнализации о перегрузках, которые испытывает воздушное судно».
Эксперты Фонда инфраструктурных и образовательных программ уверены в больших перспективах использования графеновой технологии.
Заявки на очередной отбор принимаются до 1 декабря 2016 года.