Из истории фамилий. Октябрь 2016 №10

Раздел ведёт Владимир Максимов, директор Информационно-исследовательского центра «История фамилии».

Здравствуйте! Очень хочется узнать, откуда произошла фамилия отца — Роженцов (уроженец г. Советска Кировской области), а также фамилия моей матери — в девичестве Хмелёва (уроженка Лежневского района Ивановской области).

С большим уважением Олег Роженцов (г. Соликамск, Пермский край).

РОЖЕНЦОВ, ХМЕЛЁВ

Если бы ваши отец и мать были уроженцами одного и того же населённого пункта, в котором их предки проживали с давних времён, я мог бы предположить, что их семьи состоят в родстве, хотя и очень дальнем. Дело в том, что роженцами на Руси в старину называли различные виды растений, например из семейства злаковых (тимофеевка луговая, ежа сборная, плевел опьяняющий) и из семейства зонтичных (борщевик обыкновенный, борщевик сибирский). Это название, так же как и название хмель, могло использоваться в качестве обычного мирского имени.

Распространённости и разнообразию таких имён, называвшихся мирскими (вплоть до середины XVII они давались в дополнение к официальным церковным именам), способствовал такой обычай. Крестильные имена выбирались по святцам (строго в соответствии с тем, память какого святого отмечалась в день крещения), поэтому во многих семьях случалось так, что отец и некоторые из сыновей носили одинаковые крестильные имена. Дабы избежать неудобств, возникавших при наличии в семье нескольких тёзок, детям давали разные, но «родственные» имена мирские, например: Хмель и Роженец, Лебедь и Гусь, Зуб и Клык, Томило и Истома и т. д. Также широкое распространение имел обычай, согласно которому на протяжении нескольких поколений в семьях мирские имена выбирались из одной тематической группы. Если мирское имя отца было, например, Чеснок, то сыновьям своим он мог дать имена, повторяющие названия различных растений (Роженец, Хмель, Капуста, Осока); внуки, в свою очередь, также получали имена из этой группы: Лопух, Пырей, Вязель, Лебеда, Рогоз, Камыш и т. п. Интереснейший пример такой традиции находим в грамотах XV века, в которых упоминается новгородский боярин Иван Григорьевич Осока Травин (Травин — отчество, то есть его отец носил мирское имя Трава). Своих детей Иван Григорьевич Осока назвал: Вязель (горох), Дятелина (дикий хмель), Отава и Пырей. Соответственно дети братьев, носивших имена Хмель и Роженец, могли со временем получить семейные прозвания Хмелёвы и Роженцевы (другой вариант записи — Роженцовы). В Нижегородской области до наших дней сохранилось село Роженцово (раньше оно относилось к Вятской губернии), основателями которого были братья Роженцовы, приехавшие из Яранска. А о том, насколько распространённым было имя Хмель, напоминают старинные грамоты: Станислав Хмель (Stanislaw Chmiel), мещанин барский, 1565 г.; Фрацек Хмель (Fraczek Chmiel), мещанин барский, 1565 г.; Андрей Гаврилович Сусло приклонский, шацкий наместник, 1576 г. и его сын — Семён Хмель, 1592 г.; в именном списке жителей г. Харькова 1655 года записаны Андрей Хмель, Васка Хмель и Иван Хмель. Поэтому с давних времён часты в грамотах и упоминания семейного прозвания Хмелёвы (разумеется, буквы ё в те времена ещё не существовало): Савка Хмелев, крестьянин кременецкий, 1563 г.; Богдан Федоров сын Хмелев и Владимир Хмелев (1619 г.), Яков Хмелев (1649 г.), луцкие помещики; Ивашко Хмелев и Сидорко Хмелев, жители Чердыни, 1683 г.

Здравствуйте! Хотелось бы узнать происхождение фамилии Зигуля. География моей фамилии — Донецкая и Луганская области. Также была найдена информация о широкой распространённости этой фамилии в Польше. Кроме того, интересует происхождение фамилии Кленков, прадед был родом из Астраханской области.

С уважением Д. Зигуля (Москва).

ЗИГУЛЯ

Действительно, фамилия Зигуля характерна для жителей Польши. Впрочем, и в Польше она не входит в число распространённых, хотя возникновение фамилии связано с двумя источниками. Один из них — разговорная форма католического крестильного имени Зигмунд, которое, в свою очередь, является усечённым вариантом имени Сигизмунд. Это имя возникло в древнегерманском языке и состоит из двух основ: sigu — победа и mund — защита. Подобные формы известны и у других церковных имён (Васюля, Мишуля, Сашуля и т. д.), в том числе и у восточных славян.

Как утверждают польские учёные, существовало и прозвище Зигуля. Так называли обладателя крайне непростого характера, придирчивого, дотошного или насмешливого мужчину. Основой прозвища является распространённый в польских говорах глагол zygac — дразнить кого-либо, докучать и т. п.

В земли восточных славян эту фамилию, вероятнее всего, «завезли» выходцы из Польского королевства или царства Польского (так называлась Польша в период её вхождении в состав Российской империи). Этим объясняется тот факт, что в России фамилия Зигуля исключительно редка. Например, на рубеже XIX—XX веков она встречалась в основном на Луганщине (в селениях, при более позднем изменении административных границ вошедших в состав Евсугского и Новопсковского районов). В других регионах бывшей Российской империи фамилия встречалась единично, что, вероятнее всего, связано уже с более поздними (в период существования империи или уже во времена Советского Союза) внутренними переселениями.

КЛЕНКОВ

Происхождение фамилии Кленков также связано с двумя источниками. В форме Кленко или Кленок в старину в обиходе могли произносить два имени. Одно из них — традиционное мирское имя Клён, повторявшее название соответствующего дерева. О том, что название могло использоваться в качестве мирского имени, напоминает, например, существование таких фамилий, как Дубов и Дубков.

Кроме того, Кленко — народная форма канонического крестильного имени Клеоник, которое в переводе с древнегреческого языка означает «славный победитель», буквально — «славный победами» (kleos — слава, nike — победа). Оно включено в церковный именник в честь знаменитого святого мученика Клеоника Амасийского, распятого на кресте в 308 году и принявшего мученическую смерть за исповедание христианской веры. Память святого Клеоника Амасийского отмечается 16 марта.

Любопытно, что, несмотря на редкость фамилии Кленков, ареал её уже в начале XX века был довольно обширным: от Брянской, Орловской и Ленинградской до Ярославской, Нижегородской, Рязанской, Пензенской и других областей европейской части России, Южной Сибири и Дальнего Востока.

Другие статьи из рубрики «Из истории фамилий»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее