№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

БНТИ, 2003г.,№6

Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6

В конце апреля 2003 года в Экспоцентре на Красной Пресне прошла выставка "Высокие технологии XXI века", которая стала продолжением форума "Высокие технологии оборонного комплекса". Несмотря на международный статус выставки, большинство экспонатов, технологий и проектов было представлено из России. В следующих номерах "Науки и жизни" мы будем знакомить читателей с самыми интересными из них, а сегодня рассказываем лишь о некоторых.

Наверное, уже можно сказать, что космические путешествия не за горами. Используя большой опыт создателей космического челнока "Буран", на Экспериментальном машиностроительном заводе имени В. М. Мясищева (г. Жуковский) разработали многоразовую авиационно-космическую систему (АКС) для суборбитального полета экипажа из трех человек (космонавт и два пассажира), благодаря которой космические туристы смогут получить все ощущения и впечатления от реального полета. Основу АКС составляет самолет-носитель (модернизированный высотный дозвуковой самолет М-55 "Геофизика") с установленным на нем суборбитальным модулем С-XXI с ракетным ускорителем. Модуль снабжен системами жизнеобеспече ния, управления и спасения и устанавливается над фюзеляжем носителя на платформе. Самолет-носитель набирает высоту 17 км, разгоняется, а затем начинает снижение с торможением. По достижении расчетного угла наклона траектории и заданной перегрузки происходит разделение: самолет-носитель резко уходит вниз и в сторону, а модуль с включенным ускорителем начинает набор высоты. После отстыковки ускорителя С-XXI продолжает баллистический полет на высоте 100 км. В верхней точке модуль разворачивается вокруг своей оси на 360о (туристы в это время ощущают невесомость). По завершении трехминутного полета модуль плавно спускается на землю , а затем производит планирующую посадку как самолет. Для погашения посадочной скорости 350 км/ч в зоне аэродрома модуль выпускает тормозной парашют. (Рис.1)

В НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ

Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" известно благодаря первоклассным авиационным двигателям. Например, турбореактивный двигатель АЛ31-ФН, установленный на истребителях семейства "Су", гарантирует их уникальную маневренность и надежен в условиях штопора. Специалистам "Салюта" удалось создать на базе авиационных двигателей мощные (от 12 до 20 МВт) и вместе с тем высокоэкономичные энергетические установки. Такие газотурбинные установки могут обеспечить электроэнергией целый поселок нефтяников или газовиков в труднодоступных районах Севера и Дальнего Востока. (Рис.2)

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ОЧИСТКА

Всевозможные ультразвуковые ванны выпускает московская фирма "Сапфир". В корпус из нержавеющей стали помещены ванна, ультразвуковой генератор и блок управления (таймер и термостат). На дне ванны находятся пьезокерамические преобразователи электрической энергии в ультразвуковые колебания. Загрязненные изделия погружают в ванну в постоянно подогреваемую воду (или раствор моющего препарата) на специальных приспособлениях. Под воздействием ультразвука происходит полная очистка от грязи даже в самых узких углублениях и отверстиях. Такие ванны пригодятся в оптике, медицине для мытья инструментов, в машиностроении для очистки деталей, в автомобильной, электронной, химической промышленности, в ювелирном производстве.

НЕ ОПТИКОЙ ЕДИНОЙ

Красногорский завод им. С. А. Зверева, давно известный своими фотоаппаратами "Зенит", начал выпуск нетрадиционных для себя изделий - эндопротезов тазобедренного сустава. Такой имплантат необходим тем, кто утратил возможность нормально передвигаться из-за травм или заболеваний. Из того количества типов и размеров протеза, которое выпускается, всегда можно подобрать нужный для каждого пациента. Части имплантата изготовлены из титана, сплава кобальт-хром-молибден и полиэтилена "Chirulen". Эти материалы обеспечивают протезу высокую прочность и устойчивость. (Рис.3)

ДЛЯ ВСЕХ УСЛОВИЙ

Белорусское конструкторское бюро "Дисплей" (г. Витебск) специализируется на разработке и производстве средств отображения информации - видеомониторов, предназначенных для работы в жестких условиях: повышенной влажности, вибрации, при рабочих температурах от -20оС до +50оС (предельные - еще больше). Такие мониторы на жидкокристаллических панелях применяются в средствах вычислительной техники специального назначения. Разработчики учитывают не только требования сегодняшнего дня, но и возможность использования таких мониторов с вычислительными средствами предыдущих поколений, поэтому почти все выпускаемые мониторы многорежимные (типа "мультискан").(Рис.4)

ОБУВЬ ДЛЯ ЭКСТРЕМАЛОВ

Конечно, в обычных ботинках или сапогах в открытый космос не выйдешь - нужна специальная обувь. Сотрудники Центрального НИИ кожевенно-обувной промышленности создали целых три вида обуви для космонавтов. Стартовая обувь (1) надевается поверх скафандра для передвижения к ракете экипированного к полету человека. Внутри орбитального комплекса во время полета нужна другая обувь - легкая, комфортная (2). Самая сложная конструкция у обуви для работы в открытом космосе (3), ведь она должна защитить человека от космических лучей в условиях безвоздушного пространства, где температура может быть от -150оС до +120оС. Для этого разработаны уникальная десятислойная система материалов и специальная конструкция подошвы. Всю обувь шьют вручную индивидуально для каждого космонавта.

В институте создана специальная обувь для нефтяников, защищающая от агрессивных сред и низких температур. Такие ботинки делаются из юфти (особый тип кожи) в нижней части и ткани с пропиткой - в верхней, а подошва - из износостойкой резины (в ботинки вкладывается сменный утепляющий чулок) (4). Повышенными защитными свойствами обладает и обувь для поисково-спасательных подразделений МЧС (5, 6). Она защищает стопу от ударов и проколов благодаря наличию вспененных полиуретановых элементов и антипрокольной стельки из титановых сплавов. Кроме того, при производстве такой обуви используются современные прочные текстильные и нетканые химические материалы и натуральные кожи с огнезащитной пропиткой, а также применяются высокоэффективные адгезионные составы и новые методы соединения деталей, придающие особую прочность обуви. (Рис.6)


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее