Созданию Московской окружной железной дороги (1903—1908), по линии которой сегодня пролегло Московское центральное кольцо (наземное метро для перевозки пассажиров), предшествовали долгие годы обсуждений различного рода предложений, не только технических, но и касающихся функционального назначения дороги. Эти дебаты проходили в последней четверти XIX века в Москве и Санкт-Петербурге.
Среди многочисленных предложений о назначении железной круговой дороги существовала и туристическая «функция» — был издан путеводитель по историческим местам вдоль новой дороги.
Первые предложения заключались в создании вокруг Москвы железнодорожной трассы для перевозки грузов с одного вокзала Москвы на другой. За административными границами дореволюционной Москвы — Камер-Коллежским валом — в соответствии с градостроительными правилами того времени располагались основные фабричные и заводские территории...