Сбывшееся предсказание

Г. ПОЛОЗНЕВ (г. Бердск Новосибирской обл.).

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Статью В. Доценко "Пятое правило арифметики" (№ 12, 2004 г.) читал с огромным интересом. Но начну свой отклик издалека, со ссылки на одну давнишнюю вашу публикацию.

Был в свое время среди авторов журнала известный специалист по информатике и автоматическому управлению - А. И. Кобринский. В 1960-х годах он поместил в вашем журнале забавную юмореску, своего рода репортаж из будущего. Будто бы собирается в недрах Пентагона сверхсекретное совещание. Приглашенным объясняют: "Один парень изобрел бумажный компьютер!" То есть он заново открыл приемы счета на бумаге, к тому времени напрочь забытые.

Прошло сорок лет. Предсказание Кобринского сбывается на наших глазах. Как оно сбылось во Франции, красочно рассказывает В. Доценко.

Но то же явление имеет место и в Германии. Журнал "Шпигель" (№ 50, 2004 г.) поместил подборку материалов об уровне математических знаний немецких школьников, но точнее было бы сказать - об уровне незнания.

Констатируется, что в ряде случаев неумение считать доходит до уровня дизлексии (это такое умственное расстройство, при котором человек, зная буквы, не может сложить из них слова, не может читать). В нашем случае речь идет о невозможности счета, поэтому авторы говорят о дизкалькулии: многие школьники не могли оценить, что больше - 34 или 43.

У меня нет документальных данных о том, как обстоят дела с устным счетом в нашей школе сейчас. Зато есть живописное в буквальном смысле свидетельство того, как они обстояли век назад. Я имею в виду картину Богданова-Бельского "Устный счет" (1898). Сельская школа. Ученики в лаптях. Сосредоточились, ушли в себя. На доске задача:

\[\frac{10^2+11^2+12^2+13^2+14^2}{365}=?\]

Кому в наши дни посильна эта задача в качестве устного упражнения?

Кстати, эта задача не только на устный счет, но и на сообразительность. Немного подумав, можно догадаться, что ответ равен двум.

Могут сказать: скорее всего, внимание художника привлекла школа выше среднего уровня. Возможно. Но все равно - школа-то народная. А в российской народной школе устный счет всегда занимал должное место.

Но так ли уж нужно уметь считать устно в эпоху калькуляторов? Времена изменились...

Мне кажется, что устный счет не просто полезный бытовой навык. Это одно из средств оценки и прогнозирования обстановки, инструмент самостоятельного мышления.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее