Наконец-то все желающие увидели автомобиль изнутри... Посмотреть, как крепятся фары, где находится контроллер, как устроены форсунки, узнать, чем новый болт лучше старого и каким образом красится пластмассовый бампер, смогли посетители Первой международной выставки "Автокомпоненты. Новые технологии", прошедшей в Москве.
Ясно как божий день: есть компоненты - есть и автомобиль, нет компонентов - нет автомобиля. Участники выставки никаких особых усилий не прикладывали, чтобы доказать, что свои автомобили в России есть. После осмотра экспозиции это становилось понятным само собой. Особенно приятным было то, что выставка полностью оправдала свое название: на каждом стенде представлены не просто составляющие автомобиля, а компоненты, воплотившие в себе совершенно новые технологии. Все они создавались, чтобы повысить качество и как минимум оставить прежней стоимость.
Многие экспонаты ОАО "АВТОВАЗ" оказались настолько значимыми и зрелищными, что прямо с выставки отправились в московский Политехнический музей.
Центральное место в экспозиции ОАО "АВТОВАЗ" занимали два кузова автомобилей "Шевроле-Нива" и "Лада-1118" (из семейства автомобилей "Калина"). Кузова удостоились такого почетного места потому, что они полностью изготовлены из отечественного стального проката и, таким образом, олицетворяют собой очень важный этап технического развития России. Кузов "Калины" отправился в музей как символ достижений автомобильной и металлургической промышленности. Важность события в том, что выход на новые технологии производства отечественных оцинкованных сталей дал автомобилестроителям возможность отказаться от импортных поставок металла. Все это означает огромную экономию, за счет которой удастся повысить качество и одновременно удержаться в ценовом диапазоне, устраивающем потребителя.
Каркас кузова автомобиля "Лада-1118" на 35% состоит из горячеоцинкованного проката. Впервые передовая технология изготовления горячеоцинкованного проката, в разработку которой большой вклад внес Волжский автомобильный завод, освоена на Новолипецком металлургическом комбинате. По сравнению с электроцинкованием она дешевле и безопаснее для окружающей среды. А что касается рабочих свойств металла, то они позволяют избежать коррозии в закрытых полостях и наряду с другими методами защиты повышают коррозийную стойкость кузова до четырех лет. Доля электрооцинкованного проката в кузове автомобиля "Лада-1118" составляет 13%, холоднокатаного - 40%, проката из сталей повышенной прочности - 12%.
В музей отправился и бампер для "десяточки" из модифицированного полипропилена. Для его покраски на ВАЗе освоена технология подготовки поверхности полипропилена газоплазменной обработкой, которая позволяет обеспечить отличную прилегаемость лакокрасочного покрытия.
Блок-фара автомобилей "Лада" десятого поколения тоже займет заслуженное место в Политехническом музее. Выпускает блок-фару ОАО "Завод Автосвет" во Владимирской области. Впрочем, компоненты для автомобилей марки "Лада" присутствовали практически на всех стендах, что лишний раз подтвердило: "одно рабочее место на "АВТОВАЗе" - это пять-шесть рабочих мест у смежников" (см. "Наука и жизнь" № 7, 2002 г.). На блок-фаре для автомобиля "Лада-2110" устанавливается светооптический элемент, улучшающий светотехнические характеристики ближнего света. Насколько важно хорошо рассмотреть то, что может находиться на наших дорогах, особенно в темное время суток, знает каждый автомобилист. Еще фара оснащена рефлектором, в конструкции которого вместо металла используется прочный пластик - реактопласт. Он не только легче, но и выдерживает высокие температуры, а значит, прослужит долго и качественно.
Кроме фар завод выпускает фонари, указатели поворота и другие светотехнические приборы практически для всех отечественных моделей транспортных средств. Но особо горды специалисты предприятия тем, что именно им сделан заказ на задние фонари и часть фар головного света для автомобиля "Шевроле-Нива". Компоненты для автомобиля совместного производства украшали как стенд ОАО "Завод Автосвет", так и экспозицию Волжского автомобильного завода.
Огромное значение на выставке было уделено компонентам, призванным усовершенствовать систему впуска. Большой интерес у посетителей экспозиции "АВТОВАЗа" вызвали модули впуска из полиамида (разработчик - "АВТОВАЗ", производители - ОАО "Пластик", г. Сызрань и АО "Кинельагропласт", выпускающие 60% пластмассовых деталей для автомобилей марки "Лада"). Создание пластмассового модуля впуска - серьезный этап в развитии автомобилестроения. Именно из модуля обогащенная смесь поступает в двигатель. Когда-то гонщики полировали алюминиевую поверхность впускных каналов, чтобы снизить сопротивление и таким образом избежать потери мощности. Теперь этого не потребуется: внутренняя пластмассовая поверхность узла настолько гладкая на ощупь (посетители выставки не раз к ней "прикладывались"), что выигрыш в потере сопротивления очевиден, впрочем, как и выигрыш в весе и технологичности конструкции. Новинка предназначена для 8- и 16-клапанных двигателей переднеприводных "Лад".
Отныне система управления двигателем будет включать в себя бессливную топливную магистраль. Ноу-хау позволит исключить из конструкции автомобиля почти трехметровый стальной трубопровод, через который топливо сбрасывалось обратно в бензобак. Это нововведение появится в первую очередь на "девятках" и "десятках" одновременно с внедрением двигателя объемом 1,6 литра.
Чтобы компоненты стали автомобилем, их необходимо соединить. 90% всех вазовских креплений принадлежит Белебеевскому заводу автонормалей, выпускающему около 900 наименований болтов, гаек, саморезов, спецкрепежа и т.п. Недавно на заводе освоили прогрессивный крепеж с головкой типа "торкс" (когда составляющая одной детали защелкивается на другой детали). Ощутимую экономию во времени выполнения операций крепежа и надежность соединений обеспечивает применение "мертвых" шайб, соединенных с головкой болта. Нарезка на внутренней части таких шайб препятствует самоотворачиванию. И хотя подобные экспонаты выставки не попали в Политехнический музей, они не менее других заинтересовали и порадовали посетителей. Ведь если покупать машину, то лучше ту, в которой не придется подвинчивать гайки.
Фото автора.