Первой «расписной» пещерой, о которой узнала вся планета, была как раз Альтамира, расположенная на севере Испании, между побережьем Бискайского залива и склонами Кантабрийских гор. А обнаружила живописные изображения девятилетняя девочка, дочь испанского археолога-любителя графа Марселино де Саутуолы. Во время посещения пещеры с отцом в 1879 году именно она разглядела на потолке цветные изображения бизонов. Саутуола тщательно изучил рисунки, датировал их эпохой палеолита и годом спустя опубликовал сообщение о находке. Публикация Саутуолы была встречена в штыки ведущими археологами тех дней. Палеолит и реалистическая полихромная живопись были понятиями абсолютно несовместимыми, противоречившими общепринятой концепции развития доисторического общества, согласно которой освоение и совершенствование людьми новых навыков, в том числе и художественных, могли происходить исключительно от простых форм к более сложным. Специалисты были убеждены: монументальные рисунки Альтамиры, возникшие «из ниоткуда», не могли быть сделаны людьми древнекаменного века — бродячими охотниками–собирателями, которые едва научились разводить огонь и не могли даже лепить горшки из глины, чтобы сварить пищу...