БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ДЕКАБРЬ №12 2005

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "Nature", "New Scientist" и "The Week" (Англия), "Geo" (Германия), "Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine", "Science", "Science News" (США), "Зa m'interesse", "L'Usine Nouvelle", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также информация из Интернета.

ВЕЧНЫЙ ДЕНЬ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ

"Вечный день на северном полюсе".
"Хламидомонада как тягловая сила".
"Самое быстрое растение".
"Механическая стрекоза".
"Кресло пациента".
"Венеция тонет - свидетельствует старинная картина".

Изучив снимки лунной поверхности, сделанные в 1994 году американским космическим зондом "Клементина", астрономы пришли к выводу, что у Северного полюса нашего спутника, к северу от кратера Пири, Солнце никогда не заходит. Там царит вечный лунный день.

Дело в том, что ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости ее орбиты (ось Земли наклонена под углом 23 градуса). Поэтому солнечные лучи беспрепятственно падают на "макушку" Луны в любой точке ее орбиты. Здесь сохраняется стабильная температура минус 50 градусов Цельсия, тогда как на экваторе Луны она колеблется от плюс 100 до минус 180 градусов Цельсия. Возможно, первую обитаемую исследовательскую станцию надо строить именно на полюсе. Тем более, что, по некоторым данным, несмотря на теплый климат, здесь имеются запасы воды в форме льда.

На снимке, сделанном автоматическим зондом "Клементина", показана область Луны вокруг Северного полюса. Диаметр кратера Пири (небольшое темное пятно чуть правее и ниже центра снимка) - 74 километра. Снимок охватывает область от полюса до 80-го градуса северной широты.

МОЛОКО НАЧАЛИ ПИТЬ НА УРАЛЕ

По оценкам специалистов, более половины населения Земли неспособны во взрослом состоянии усваивать молоко. Детеныши всех млекопитающих обладают специальным ферментом для переваривания молочного сахара - лактазой. Но у большинства млекопитающих и у многих людей во взрослом состоянии ген производства лактазы отключается, и молоко перестает перевариваться.

Группа финских биологов под руководством Лены Пелтонен из университета Хельсинки, проанализировав пробы ДНК разных народов с четырех континентов , пришла к выводу, что мутация, позволившая сохранить работоспособность гена лактазы у взрослых, произошла впервые у народов, живших между Уралом и Волгой. Случилось это 4800-6600 лет назад. Отсюда при переселениях народов полезный ген распространился в Европу (особенно на север Европы, где большинство населения хорошо усваивает молоко) и на Ближний Восток. Кроме любви к молоку эти народы принесли с собой языки, которые мы теперь называем индоевропейскими.

ХЛАМИДОМОНАДА КАК ТЯГЛОВАЯ СИЛА

Биологи из Гарвардского университета (США) заставили одноклеточную водоросль хламидомонаду перевозить тяжелые грузы.

Водоросли, передвигающиеся с помощью двух жгутиков, плывут на свет. Около источника света экспериментаторы поместили полистироловые шарики, покрытые специальным клеем, который распадается под действием ультрафиолетового света. Когда хламидомонада прикасается к шарику, он приклеивается к водоросли (см. фото). Свет выключают и зажигают новый маяк на другом конце аквариума. Когда хламидомонада с грузом, масса которого может достигать массы самой клетки, подплывает к свету, дают вспышку ультрафиолета. Груз отклеивается. Снова зажигают свет на другом конце пути, и порожняя водоросль отправляется за новым грузом.

Пока это только занятный эксперимент, но в будущем хламидомонады могут послужить сборщиками нанотехнологических устройств.

САМОЕ БЫСТРОЕ РАСТЕНИЕ

Самое быстрое движение в царстве флоры обнаружили американские ботаники. Они снимали на пленку процесс выброса пыльцы у растения канадский дерен. При этом использовалось оборудование, которым снимают эксперименты со столкновениями автомобилей, записывающее сто тысяч кадров в секунду.

Когда лепестки цветка (см. фото) впервые раскрываются, они высвобождают четыре тычинки. Гибкие тычинки, до того согнутые в бутоне, распрямляются и выбрасывают пыльцу вверх с ускорением 24 тысячи метров в секунду за секунду. Правда, поскольку такое ускорение длится всего половину миллисекунды (время, за которое тычинки распрямляются), вертикальная скорость пыльцы достигает лишь 11 километров в час, но и это много для растения высотой не более полуметра. Действие тычинок основано на механизме, подобном катапульте.

МЕХАНИЧЕСКАЯ СТРЕКОЗА

Фирма "Сильмаш" (Безансон, Франция) создала прототип робота-стрекозы. На его крыльях длиной по три сантиметра и толщиной в одну сотую миллиметра гальванохимическим методом выгравировано около 180 тысяч "искусственных мышечных волокон" шириной один микрон и длиной 150 микронов. Они сокращаются и расслабляются в ритме подаваемого на крылья переменного напряжения. Каждый такой микромоторчик весит всего 9 нанограммов, но его мощность в пересчете на грамм составляет целых 100 ватт. В результате совместного действия этих микроскопических мышц крылья стрекозы бьются с частотой 10 герц и амплитудой 40 градусов, как у настоящего насекомого. Общий вес стрекозы с батарейкой 120 миллиграммов.

ПТИЦЫ С КРУПНЫМ МОЗГОМ ЛЕГЧЕ АККЛИМАТИЗИРУЮТСЯ

Международная группа биологов из Барселоны (Испания) и Монреаля (Канада) проанализировала имеющуюся информацию о результатах 645 попыток человека акклиматизировать 195 видов птиц на новых местах, например на каком-то острове или даже континенте, где данного вида птиц ранее не было. В 243 случаях птицам удалось укрепиться на новом месте и создать размножающуюся популяцию. Оказалось, что чем крупнее был мозг птицы по отношению к размеру тела, тем легче этот вид преодолевал проблемы, связанные с новым местом жительства: например, как найти пищу в незнакомых местах или как защититься от ранее не встречавшихся хищников. Наиболее успешно переселяются члены семейства попугаев, мозг которых очень велик. Они осваивались на новом месте в среднем в три раза лучше, чем куропатки и фазаны, не наделенные крупным мозгом.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ШКОЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ

Сотрудники университета в новозеландском городе Отаго проследили за тем, как связан просмотр телепередач с умственным развитием детей. На протяжении многих лет они регистрировали режим пользования телевидением у 1000 детей в возрасте от 5 до 15 лет, а позже, когда испытуемые достигли 26 лет, поинтересовались их успехами в вузах. Оказалось, те, кто между 5-ю и 11-ю годами меньше всех смотрели телевизор, имели наибольшую вероятность поступить в университет и закончить его. А те, кто в возрасте от 13 до 15 лет особо увлекался телепередачами, имели больше всего шансов вылететь из школы, недоучившись.

Одновременно опубликована работа американских исследователей, подтверждающая эту зависимость. Обнаружилось, что ученики третьего класса (восьмилетние дети), которые смотрели больше телепередач, хуже писали тестовые контрольные типа нашего ЕГЭ. Те, кто начал смотреть телевизор еще до трех лет, позже имели худшие оценки по арифметике и чтению, чем те, кто до трех лет телевидением не увлекался.

КРЕСЛО ПАЦИЕНТА

Французская фирма "ТАМ-Телесанте", занимающаяся проблемами "дистанционной медицины", выпустила кресло, которое проводит первичный осмотр больного, пришедшего на прием в поликлинику. Пока вы ожидаете очереди к врачу, кресло измеряет ваш пульс, давление крови, ее насыщенность кислородом, температуру тела и некоторые другие показатели. Затем из подлокотника кресла вылезает карточка с результатами измерений (на снимке обведена красным кружком). Фирма предлагает оборудовать такими креслами и другие места, где приходится проводить время в ожидании, например аэропорты и вокзалы.

ВЕНЕЦИЯ ТОНЕТ - СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ СТАРИННАЯ КАРТИНА

Известно, что Венеция постепенно погружается в море, точнее, в жидкий ил Венецианской лагуны. За последние сто лет город опустился на 23 сантиметра. А как шел этот процесс в более ранние века?

Установить это оказалось возможным по картине итальянского художника Каналетто (1697-1768). Ученые из Института наук об атмосфере и климате в Падуе изучили более 200 картин старого мастера. Они особенно ценны как свидетельство истории потому, что Каналетто в своих зарисовках города для ускорения работы пользовался камерой обскурой, что позволяло регистрировать пейзажи с почти фотографической точностью.

Сравнив современное положение уровня воды с запечатленным на картине 1735 года, исследователи обнаружили, что изображенное на картине здание погрузилось за 270 лет на 69 сантиметров. Другие пейзажи Каналетто и его племянника Бернардо Беллотто (1721-1780) дают примерно такие же значения.

На фото показан общий вид полотна Каналетто и его фрагмент в сравнении с современной фотографией того же окна в том же здании.

СТРАХ ОКРЫЛЯЕТ

Как обнаружили немецкие энтомологи, при нападении хищников - божьих коровок бескрылые тли выделяют "вещество тревоги". Почуяв его запах, остальные тли подбирают ножки и падают с ветки. Если же нападения часто повторяются, потомство сильно испуганных тлей обретает крылья и улетает куда глаза глядят в поисках более безопасного места.

Предполагается, что, опрыскивая растения синтетическим аналогом этого феромона, можно будет удалять тлей с растений.