Вступительное задание Биологического отделения ВЗМШ
1. В сельскохозяйственной практике широко используют органические удобрения - навоз, компосты, зеленые удобрения, препараты на основе ила, бактериальные удобрения и др. Но ведь растения в ходе фотосинтеза сами создают необходимую им органику. Каков же тогда смысл применения этих удобрений?
2. В советские времена практически все фильмы о заграничной жизни снимали, не покидая пределов страны. Представьте себе, что вы отвечаете за инсценировку книги: а) "Белый Клык", б) "Илиада", в) "Книга джунглей", г) "Легенда о Робин Гуде", д) "Остров сокровищ", е) "Пожиратели огня", ж) "Приключения Гекльберри Финна", з) "Пятнадцатилетний капитан", и) "Сто лет одиночества", к) "Фараон". Куда в пределах бывшего СССР вы отправите съемочную группу в каждом из этих случаев и почему? Как вы думаете, по каким признакам зритель все-таки сможет догадаться о подмене, несмотря на старания кинематографистов?
3. Вам поручено сравнить гуппи, лягушек, голубей, лошадей, кошек и собак по способности к обучению. Опишите, как вы будете проводить эксперименты для решения этой задачи.
Важно, чтобы полученная информация не просто описывала поведение животных в условиях ваших опытов, а была максимально полезна для анализа разнообразных реально возникающих ситуаций. Поэтому необходимо предложить наиболее корректную схему экспериментов и убедительно доказать, что на результаты и выводы из них не влияют посторонние, случайные и неучтенные факторы.
4. Отправляясь в плавание, Робинзон Крузо захватил собранную им коллекцию семян культурных растений разных стран и народов, которую собирался подарить кузине. Но судно разбилось неподалеку от необитаемого острова, и Робинзон, заботясь о выживании в этой печальной ситуации, перетаскивает на берег имущество, найденное среди обломков. Как поступить с коллекцией? Она довольно большая, и вряд ли стоит тратить время и силы на то, чтобы спасти ее целиком. Семенами каких растений вы рекомендуете заняться в первую очередь, а какие семена в сложившейся ситуации представляются совершенно ненужными? Ответы обоснуйте.
5. У одних видов организмов плотность особей на единицу площади обитания относительно стабильна в разные сезоны и годы, а у других - скачкообразно меняется. Приведите примеры тех и других видов. Перечислите причины, с которыми могут быть связаны указанные различия.
6. В почве обитают представители самых разных групп животных. Какие приспособления к такому образу жизни у них возникли? Для каждого из указанных вами приспособлений приведите по одному-два примера животных, у которых оно имеется.
7. Обычный анализ крови, который вам делают при периодических обследованиях в поликлинике, включает определение стандартного набора параметров. Какие болезни и физиологические расстройства могут быть выявлены на основании этого анализа?
Перечислите, для каких диагностических целей необходимо определение дополнительных характеристик состава крови. Какие параметры следует измерять в каждом из этих случаев?
8. Вы решили разработать лекарственные препараты, обеспечивающие: а) снижение повышенного кровяного давления; б) ослабление аллергических реакций; в) уменьшение вероятности заболевания гриппом; г) быстрое заживление ран. Однако в аптеках уже имеется множество препаратов, решающих каждую из этих задач. Какие свойства новых лекарств сделают их применение предпочтительным?
Нетрудно дать риторический ответ: "Лекарство должно давать более сильный эффект и действовать быстрее". Однако подобные рекомендации никак не объясняют, в каком направлении вести исследования. Постарайтесь для каждого из четырех препаратов указать несколько конкретных требований, в соответствии с которыми можно направленно подбирать физиологически активные соединения и определять форму их использования.
Учащимся восьмых классов необходимо решить задачи 1-5, девятиклассникам - задачи 3-8. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.
Работу следует выполнить на русском языке в тетради. На обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).
Работа должна быть отправлена не позднее 1 мая 2006 года. Наш адрес: 119234, Москва, МГУ, Воробьевы горы, ВЗМШ-Биология, конкурс.