Странные грибы

Доктор сельскохозяйственных наук Александр Ивойлов (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва). Фото автора

Грибы-шары, грибы в форме кораллов-рогатиков, грибы, похожие на крохотные булавы… Многие любители «третьей охоты» проходят мимо них как раз из-за странного облика, не свойственного основной массе грибов.

Щелелистник уховидный. Гриб напоминает крохотное блюдечко или ухо. У шляпки характерная белая кайма по краю. Мякоть тонкая, эластичная, плотная, без особого вкуса и запаха.
Щелелистник обыкновенный. Похож на небольшую раковину. Шляпка тонкая, сухая, часто разделена на доли. С верхней стороны она белая или беловато-серая, иногда с лиловым оттенком. Край волнистый, обычно подгибающийся вниз. На нижней стороне кожистые, радиально расходящиеся пластинки. Их расположение — отличительный признак этих грибов. Мякоть у гриба очень тонкая, не имеет особого вкуса и запаха.
Коралл пепельный, или серый. Своим видом гриб действительно напоминает коралл. Мякоть белая, хрупкая, без особого вкуса и запаха.
Вольвариелла шелковистая. Только что появившийся гриб похож на пёстрое яйцо. Развернувшаяся шляпка у молодых экземпляров сначала в форме колокольчика, затем плоско-выпуклая и шелковисто-шерстистая благодаря множеству покрывающих её тонких волоконец. Мякоть белая, на изломе желтеющая, имеет слабый запах сырого картофеля.
Рогатик палевый. «Веточки» гриба цилиндрические или в виде узких булав. Мякоть желтоватая, без специфического запаха.
Дождевик гигантский. Чаще встречаются грибы массой от 2—3 до 6—8 кг, но отдельные экземпляры могут достигать 20 кг! Мякоть плотная, в молодом возрасте белая, сладковатая на вкус, с приятным запахом. Позднее она становится буро-коричневой, высыхает и напоминает губку.
Дождевик ежевидный. Вся поверхность гриба покрыта густыми, до 5—6 мм длиной, легко обламывающимися шипами и поэтому напоминает свернувшегося в клубок ежа. Шипы легко отваливаются, и гриб становится гладким, с сетчатым рисунком. Мякоть в молодом возрасте белая, плотная, сладковатая на вкус, с приятным грибным запахом. Позднее она буреет, а запах становится кислым и неприятным.

Один из таких грибов — щелелистник уховидный. Вид распространён в Европе и Северной Америке. Растёт группами с октября до декабря на сучках и ветках лиственных пород (берёза, липа, осина, тополь, ива). Как редкий вид включён в красный список Дании.

Впервые гриб был описан в 1848 году французским ботаником, микологом, врачом и доктором медицины Жозефом-Анри Левейе как Cyphella ampla. Затем он не раз менял свои названия, а в 1996 году американский миколог с японскими корнями Карен Накасоне на основании микроморфологических признаков и данных молекулярной генетики включила этот гриб в род Schizophyllum.

Научное название гриба — Schizophyllum amplum — переводится с латыни как расщеплёнолистник обширный (schizo — в переводе с греческого означает раскол, расщепление, phyllum — лист, amplus — обширный, просторный). Но по-русски гриб называют щелелистником уховидным. Видовое название — уховидный — дано за внешний вид: гриб весьма похож на ухо.

В иностранных языках народные названия гриба даны также либо за внешний вид, либо за его местонахождение. По-английски гриб именуют poplar bells — колокольчик, растущий на тополе, по-немецки — Pap-pel-Becherrindenschwamm (тополиный чашевидный гриб-корка).

Ближайший родственник щелелистника уховидного — щелелистник обыкновенный. Этот изящный небольших размеров гриб встречается на всех континентах, кроме Антарктиды. Растёт на сухостойных, валежных и живых ослабленных стволах лиственных пород деревьев (реже хвойных), вызывая на поверхности белую, медленно развивающуюся гниль. Обнаруживается повсеместно в течение всего года в лесах, садах, парках, на заборах и старых деревянных постройках, на дровах. Он обычен на вырубках, вдоль дорог и просек, а вот в глубине леса встречается реже.

В 1755 году гриб сначала был описан как Agaricus alneus Карлом Линнеем. Впоследствии его не раз переименовывали. Современное имя — Schizophyllum commune — ему дано в 1815 году шведским ботаником Элиасом Магнусом Фрисом.

Примечательно, что по-немецки гриб также называют щелелистником — Spalt-Blätting, а вот по-китайски — гриб Тяньхуа, или древесные цветы, белый женьшень (гриб весьма широко используется в народной медицине Китая).

Благодаря лёгкости культивирования на искусственных средах этот вид — популярный объект для генетических и анатомических исследований. В отличие от многих пластинчатых грибов он обладает «многополостью», то есть системой многочисленных типов спаривания, которые накладывают запрет лишь на скрещивания одного и того же штамма.

Порой бывает нелегко заметить из-за его небольших размеров и серо-пепельной окраски коралл пепельный, или серый. Гриб появляется на многих континентах в конце лета (в августе — сентябре) в увлажнённых лиственных лесах, главным образом под дубами. Он растёт на земле (на отмершей, сильно разложившейся и углублённой в почву древесине или лесной подстилке), одиночно или многочисленными группами, на свободных от травянистой растительности затенённых участках, иногда покрытых невысоким мхом.

В 1788 году гриб определил и дал ему название — Clavaria cinerea — французский ботаник Жан Батист Франсуа Пьер Бюйяр. Автор современного названия — Clavulina cinerea — немецкий миколог Йозеф Шрётер. Латинское слово cinerea означает пепельно-серый.

Предпочитает селиться в дуплах деревьев и на повреждённых стволах лиственных пород один из самых красивых и необычных пластинчатых грибов вольвариелла шелковистая. Иногда её можно обнаружить на пнях, валеже и стволах поваленных деревьев.

Гриб распространён на многих континентах, но повсюду довольно редок. Произрастает в Центральной и Южной Европе, Южной Африке, Азии, Северной и Южной Америке, Австралии. В России встречается повсеместно летом и осенью, иногда достаточно тёплой поздней осенью в лесной зоне: в европейской части, в Поволжье, на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Вольвариелла шелковистая внесена в Красные книги пяти регионов России — Астраханской, Воронежской, Липецкой, Новосибирской областей и Краснодарского края. Она включена в красные списки Венгрии, Германии (земля Рейнланд-Пфальц), Дании, Латвии, Македонии, Польши, Словении, Швейцарии, Швеции и Черногории.

В 1774 году гриб был впервые описан немецким натуралистом Якобом Кристианом Шеффером как Agaricus bombycinus. Существующее сейчас наименование — Volvariella bombycina — дано ему в 1951 году учёным немецкого происхождения Рольфом Зингером.

Родовое название гриба происходит от латинского слова volva — покров, оболочка, последняя имеется в основании ножки гриба. Слово bombycina означает шёлковая, из-за белой шляпки, покрытой тонкими желтоватыми шелковистыми волокнами. В иностранных языках наименование грибу дано тоже за внешний вид. По-английски его называют silver-silk straw mushroom (серебристо-соломенный шёлковый гриб), silky sheath (шелковистая оболочка), tree mushroom (древесный гриб) либо silky rosegill (шёлковый с розовыми пластинками).

Осенью на открытых лесных участках при сборе маслят можно обнаружить небольшой золотистый булавовидно-веретеновидный гриб — рогатик (клавулинопсис) палевый. Высота его 5—10 см, диаметр до 5 мм. Распространён гриб как в Европе, так и в Северной Америке. Появляется во второй половине лета и осенью, чаще на сухих открытых местах, полянах, опушках, просеках.

В 1797 году гриб под именем Clavaria angustata — рогатик вытянутый — был описан нидерландским ботаником Христианом Генрихом Пéрсоном. В настоящее время его называют Clavulinopsis helvola, это имя присвоено в 1950 году британским микологом Эдредом Джоном Генри Корнером. С латыни слово helvola переводится как бледно-жёлтый с розовым оттенком либо тускло-жёлтый.

Внешние признаки гриба определили и народные названия рогатика палевого в иностранных языках. По-английски его именуют yellow club fungus (жёлтый гриб-булава), по-немецки — Goldgelbe Wiesenkeule (золотисто-жёлтая луговая булава), по-французски — clavaire jaunatre (желтоватая клавария).

Ещё один необычный гриб — дождевик гигантский. Его белое шаровидное плодовое тело размером с футбольный мяч и более встречается на лугах, выгонах, в садах и парках, по опушкам лиственных и смешанных лесов, как правило, после тёплых летних дождей. Попадается довольно редко в июне — сентябре, одиночно или небольшими группами, по два-три экземпляра. Растёт на земле, предпочитая плодородные, богатые органическими веществами и азотом почвы.

Не зря этот вид называется гигантским. Среди съедобных грибов он настоящий рекордсмен-тяжеловес. Люди, обнаружившие его на лугах, выгонах, в лесу, не сразу понимают, что перед ними гриб, ведь большинство привыкло собирать менее крупные трофеи. Многие принимают его за мутанта, связывая размеры гриба с повышенной радиацией.

Дождевик гигантский растёт в Европе, Азии, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии. В России встречается в европейской части, на Северном Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке. Внесён как редкий вид в Красные книги двадцати четырёх регионов России. Включён в красные списки Литвы и Норвегии.

Гриб впервые был описан в 1786 году немецким микологом и ботаником Августом Иоганном Георгом Карлом Бачем под именем Lycoperdon giganteum. Впоследствии он не раз менял своё наименование. Современное название — Calvatia gigantea — получил в 1904 году от американского миколога Кёртиса Гейтса Ллойда.

На русском языке у гриба много названий: дождевик (головач) гигантский или исполинский, лангермания гигантская, кальвация гигантская. Головачом его именуют из-за своеобразной формы плодового тела, действительно напоминающей голову. А название дождевик дано из-за того, что чаще всего он появлялся после обильных дождей. И на иностранных языках его имя связано с большим размером плодовых тел и с принадлежностью к дождевикам; его повсюду именуют дождевиком гигантским.

Молодые экземпляры дождевика гигантского с белой мякотью ароматны и вкусны в жареном виде, пригодны они и для сушки, причём сохраняют белый цвет. С момента, когда белая мякоть гриба начинает желтеть, он уже несъедобен.

Гриб содержит вещество кальвацин, подавляющее развитие лейкемии и некоторых злокачественных опухолей.

Необычен своим видом и дождевик ежевидный. Он, как и дождевик гигантский, принадлежит к группе гастеромицетов (грибов-нутривиков), плодовые тела которых совершенно замкнуты до полного созревания спор.

Гриб можно встретить в июле — сентябре в старых лиственных и смешанных лесах, на опушках леса. Растёт одиночно или небольшими группами на земле среди листового опада (изредка на кусочках гниющей древесины), предпочитая плодородные, богатые органическими веществами нейтральные и известковые почвы.

Произрастает дождевик ежевидный в зоне широколиственных лесов Евразии, в Северной и Центральной Америке, но всюду редок. В ряде регионов России (Республики Марий-Эл, Татарстан, Удмуртия, Хакасия и Тульская область) рекомендован к охране; включён в Красные книги Норвегии, Польши, Швеции и Эстонии.

Впервые гриб описан в 1794 году нидерландским ботаником Христианом Генрихом Пéрсоном как Lycoperdon echinatum. Это имя он носит и в настоящее время. Своё видовое название гриб получил за внешний облик: поверхность молодого гриба усеяна длинными коричневыми шипами, и он похож на маленького ежонка. Латинское название echinatum в переводе означает ежевидно-колючий; ежовый. И в иностранных языках гриб имеет схожие наименования. Так, по-немецки он Igel-Stäubling (дождевик-ёжик), по-английски — spiny puffball (колючий дождевик), по-шведски — igelkottsrösvamp (гриб — ощетинившийся ёжик).

Мякоть дождевика ежевидного в молодом возрасте белая, плотная, губчатая, с приятным грибным запахом, при надавливании не темнеет. Позднее она буреет, становится дряблой, тягучей, порошкообразной из-за массы созревших в ней спор. Запах делается кислым и неприятным. Споровый порошок — шоколадно-коричневый или бурый.

Мир грибов необъятен, мы смогли лишь прикоснуться к нему, указав на самое интересное в одном из царств живой Природы.