Самолет «Максим Горький»

А. Архангельский

В истории рождения самолета «Максим Горький» («МГ») замечательным является то обстоятельство, что идея постройки пробудила во всех его строителях желание сделать самолет необычайным, совершенным и дать ему максимальные качества.
Как известно, в настоящее время самолет уже построен, делал его ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), и мы все теперь вправе гордиться, что такой самолет построен в Советском союзе, из советских материалов и снабжен моторами также советского производства, ибо самолет «МГ» по своим размерам и грузоподъемности является для нашего времени гигантом, не имеющим себе равного нигде в мире ни по своему техническому оборудованию, ни по тем задачам, которые он перед собой ставит.

Салон (редакция).
Самолет «Максим Горький».
Расположение помещении самолета «Максим Горький». 1. Рубка механика. 2. Спальная кабина. 3. Фото. 4. Рубка старшего механика. 5. Машинописное бюро. 6. Багаж. 7. Ресторан. 8. Передаточная радиостанция. 9. Кино. 10. Экспедиция. 11. Типография. 12. Бензиновые баки. 13. Механик. 14. Коридор. 15. Гардероб. 16. Уборная. 17. Приемочная радиостанция. 18. Пассажирская кабина. 19. Пилоты. 20. Салон. 21. Аэронавигатор. 22. Электростанция. 23. Гардероб. 24. Коридор.

Главным конструктором его является инженер А. Н. Туполев. Самолет выполнен целиком из металла, в основном из дураля — советского легкого сплава, по своей прочности близко подходящего к стали, но примерно в 3 раза легче ее. В главнейших узловых соединениях, а также в изготовлении шасси применена особая, высокосортная сталь (хромомолибденовая сталь), также советского производства, чрезвычайной прочности. Эта сталь значительно облегчила изготовление отдельных элементов конструкции, так как ее необычайная прочность позволила допускать чрезвычайно большие напряжения.

Самолет представляет собой моноплан со свободно несущим крылом, нижняя плоскость которого расположена вровень с полом фюзеляжа. Это создает удобство сообщения между каютами, расположенными как в крыле, так и в фюзеляже. Размер крыла по высоте настолько большой, что позволяет человеку во весь рост свободно перемещаться внутри него.

Самолет снабжен восемью моторами, общей мощностью около 7 тыс лош. сил; полетный вес «МГ» 42 тонны; скорость его 260 километров в час. Запас горючего позволяет лететь без посадки 2000 километров.

На «МГ» впервые для тяжелых самолетов применено крыло с большим удлинением, улучшающим его аэродинамические качества. Размах крыла 63 метра.

Длина фюзеляжа 32,5 метров. Высота самолета в положении стоянки равна 10,6 метр.

Для удобства перевозки самолета по железным дорогам он может разбираться на части, так например, фюзеляж состоит из четырех частей, крыло из десяти.

На «МГ» поставлены двухметровые тормозные колеса с колеей в 10,6 метра. Самолет рассчитан на 80 пассажиров.

Но основное назначение «МГ» — это служить целям агитации. В этом случае самолет представляет вполне самостоятельную единицу, являющуюся новым средством агитации, с возможностью применения ее как в мирное, так и в военное время, И мировая техника еще не знает самолетов с таким сложнейшим оборудованием, как на «МГ».

На самолете имеется совершенно исключительное радиооборудование, построенное Горьковскими заводами, с особой громкоговорительной установкой, допускающей широковещание с охватом района в 5—6 кв. километров. Станций две — длинноволновая и коротковолновая, питающиеся обе от мощного выпрямителя. Станции допускают применение телефонной, телеграфной, а также автоматически действующей связи.

Для ведения самолета по заданному курсу на «МГ» помимо обычных аэронавигационных приборов имеется еще специальный радиоприемник, позволяющий штурману держать правильное направление на радиомаяк, находящийся на пути следования.

Внутренняя связь на самолете осуществляется посредством автоматической телефонной станции (АТС) на 16 номеров, с вызовом посредством специальной сигнальной лампочки. Система АТС на «МГ» допускает одновременный вызов всех абонентов и разговор с ними командира и пилота.

АТС спроектирована и построена Ленинградским заводом «Красная заря».

Кроме этого, на самолете функционирует пневматическая почта, связывающая отдельных лиц экипажа. Посредством сжатого воздуха могут быть отправлены письма, вкладываемые в специальные патроны.

Самолет «МГ» является первым воздушным кинотеатром, с прекрасным кинооборудованием, центральной частью которого является киноаппарат и экран, при помощи которых во время стоянки самолета можно демонстрировать звуковые кинокартины.

Экран, размером 4,5х6 метров, в сложенном виде представляет чрезвычайно компактный вид и хранится в хвостовой части фюзеляжа.

Этот же киноэкран может при посадке служить радиомачтой.

Для того чтобы в полете можно было заснять картины, в «МГ» предусмотрено помещение для специальной фотолаборатории.

В мировой технике еще нет примера установки на самолете типографии, между тем на «МГ» типография — это центр, вокруг которого закипит работа в агитационных рейсах. Мысль установки типографии на самолете сама по себе является совершенно новой, и потому она потребовала больших экспериментов, исследования новых технологических процессов и конструирования совершенно нового типа машины, такой машины, которая по своему весу позволяла бы установку ее на самолете и в то же время была бы настолько «дееспособной», чтобы в течение 2—3 час. полета на ней можно было напечатать несколько тысяч листовок.

Для типографии на «МГ» имеется уже особое просторное помещение; сама же печатная машина будет установлена в ближайшее время.

Самолет «МГ» имеет свою центральную электрическую станцию с отдельным двигателем и динамо, дающую и постоянный и переменный ток. Постоянный ток служит для всех жизненных функций самолета — для внутреннего освещения, для управления самолетом, для питания механизмов, подающих топливо, и т. д.

Переменный ток в 120 вольт впервые употребляется на самолете и служит для питания прожекторов, радиоустановок, звукового кино, типографии и кухни.

Для работы, во время полета, агитработников и редколлегии на самолете предусмотрены отдельные светлые помещения, с удобно расположенными столами и креслами.

В самолете предусмотрено также отдельное помещение для отдыха этих работников как днем, так и ночью, а также все современные бытовые устройства, как, например, буфет, умывальники, уборные, аптечка и пр., словом в самолете «МГ» обеспечен полный комфорт пассажирам и экипажу.

Организацию строительства «Максима Горького» со всем его сложнейшим оборудованием взял на себя и провел в жизнь Всесоюзный комитет по постройке этого самолета, с председателем его Михаилом Кольцовым, главным инициатором этого замечательного строительства.

На долю Всесоюзного комитета выпала большая задача — увязать работу ЦАГИ — основного строителя гиганта, с десятками заводов-поставщиков, разбросанных по всему Союзу, согласовать сроки поступления отдельных агрегатов и предметов оборудования, установить необходимую очередность готовности и т. д.

И задача была выполнена полностью.

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее