Знаменитый английский физик-теоретик, шестой из славной плеяды кавендишских профессоров и нобелевский лауреат Невилл Мотт в своих сердечных воспоминаниях о Якове Ильиче Френкеле говорит о том, что любой английский студент-физик знает о «паре Френкеля» и что так будет всегда до тех пор, пока люди будут интересоваться физикой.
Я хочу проследить историю возникновения идеи о «паре», проследить судьбу этой идеи от её рождения до того времени, когда она овладела сознанием всех, изучающих реальный кристалл, и вместе с читателем подумать над тем, как через четверть века после рождения она обрела вторую молодость.
В 10-х годах прошлого века Абрам Фёдорович Иоффе изучал процессы в ионном кристалле, к которому извне приложена разность потенциалов. Обнаруженные им явления были неожиданны. Во-первых, оказалось, что сквозь кристаллы течёт ток. Точнее говоря, не ток, а два тока: ток положительных зарядов к катоду и ток отрицательных зарядов к аноду. Во-вторых, выяснилось, что при неизменной разности потенциалов с повышением температуры значения обоих токов растут...