Сказка о палеонтологе-любителе Мэри Эннинг, которая отыскала настоящих драконов

Ник. Горькавый

Глава из будущей книги научных сказок астрофизика и писателя Ника Горькавого. См. также «Наука и жизнь» № 7, 2017 г.

Мэри Эннинг и её верный друг собака Трой. Портрет неизвестного художника. Музей естественной истории, Лондон.Фото: Wikimedia Commons/PD.
Типичные окаменелости: аммонит (слева), аммонит в разрезе (в центре), зуб ископаемой акулы (справа). Из коллекции Ник. Горькавого.
Скелеты найденных Мэри Эннинг ихтиозавра (вверху) и плезиозавра с фрагментами отдельных костей (внизу). Иллюстрация из статьи У. Конибера 1824 года.
Скелет плезиозавра, найденный Мэри Эннинг в 1830 году. Национальный музей естественной истории, Париж. Фото: Wikimedia Commons/PD.
Первый рисунок, отображающий жизнь ископаемых существ Древнего мира. Акварель Генри де ла Беша. 1830 год. Фото: Wikimedia Commons/PD.
Скелет тираннозавра Tyrannosaurus rex — одного из самых крупных наземных хищников всех времён. Музей естественной истории им. Карнеги, г. Питтсбург, штат Пенсильвания (США). Фото: ScottRobertAnselmo/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.
Скелет бронтозавра Apatosaurus louisae. Музей естественной истории им. Карнеги, г. Питтсбург, штат Пенсильвания (США). Фото: Tadek Kurpaski/Wikimedia Commons/CC BY 2.0.
Длинношеий плезиозавр, открытый Эдвардом Копом. Вверху: иллюстрация отображает неправильную «сборку» скелета — череп приставлен к короткому хвосту. На следующем фото: исправленная версия: череп на длинной шее. Иллюстрации из статей Э. Копа 1868 и 1870 год
Стегозавр, впервые описанный Отниэлем Маршем в 1891 году. Реконструкция скелета. Палеонтологический музей, Франкфурт-на-Майне (ФРГ). Иллюстрация: Evak/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.5.
Травоядный нодозавр длиной 5 м — наиболее хорошо сохранившийся окаменелый ящер. Найден в Канаде в 2011 году. Королевский Тиррелловский палеонтологический музей, г. Драмхеллер (Канада). Фото: Махейро/Wikimedia Commons/PD.
Скелет трицератопса, впервые описанный Отниэлем Маршем в 1891 году. Лос-Анджелесский музей естественной истории, г. Лос-Анджелес, штат Калифорния (США). Фото: Эли Колфилд/Wikimedia Commons/PD.

— Вы, конечно, не раз видели детей, собиравших на берегу моря диковинные раковины и камушки, да и сами их собирали, — напомнила принцесса Дзинтара Галатее и Андрею, готовым слушать очередную вечернюю сказку. — Именно этим однажды занималась двенадцатилетняя девочка Мэри на британском берегу пролива Ла-Манш, несмотря на ненастную погоду. Она увёртывалась от холодных брызг прибоя, прыгала с одного мокрого камня на другой, всматриваясь в очертания илистых булыжников. Вдруг девочка остановилась перед причудливой тёмной глыбой, которая чем-то неуловимым отличалась от других. Мэри сняла с пояса деревянный молоток, окованный железом, который всегда брала с собой на поиски прибрежных сокровищ, и принялась откалывать от камня кусочек за кусочком. Это была тяжёлая работа, но через несколько часов перед ней возник окаменевший хребет древнего чудовища.

— Мама, ты читаешь фэнтези? — поинтересовался Андрей.

— Конечно, это сказка про драконов! — воскликнула Галатея с горящими глазами.

— Нет, это не сказка, это реальная история про храбрую маленькую девочку и свирепых драконов. Не сказочных, а самых настоящих.

— Но драконов же не бывает! — воскликнула Галатея.

— Это сейчас мы знаем, что драконы — существа мифологические, фантастические и встречаются только в сказках и легендах. На самом деле 100—200 миллионов лет назад нашу планету населяли схожие с ними грозные ящеры. Динозаврами (от латинского Dinosauria или от древнегреческого δεινο′ς — страшный, ужасный, опасный и σαυοος — ящер, ящерица) их назвал в 1842 году английский палеонтолог Ричард Оуэн. Динозавры жили в основном на суше, но встречались водные и летающие виды. Их было огромное многоообразие — травоядные и хищники, на двух ногах и на четырёх, с крыльями и без, длиннохвостые и длинношеие и, наоборот, размерами с собаку и с кита.

Динозавры окончательно вымерли 66 миллионов лет назад — по одной из версий, после удара о Землю очень большого астероида, размером в несколько километров. В результате небывалой космической катастрофы произошло запыление атмосферы, солнечные лучи не могли пробиться к Земле, и это вызвало резкое похолодание. Шанс выжить получили небольшие теплокровные млекопитающие. Они продемонстрировали повышенную живучесть по сравнению с гигантскими, часто хладнокровными, динозаврами.

Мэри Эннинг, так звали девочку, жила в Англии, в прибрежном городке Лайм-Реджисе, как раз в одном из мест, где миллионы лет назад обитали древние животные. Дом Эннингов стоял близко к морю, и Мэри, выходя на берег, могла наблюдать, как бури, обрушивавшиеся на отвесные прибрежные скалы, подмывали их, обнажая скрытые в склонах ископаемые кости.

Каждый день девочка отправлялась к морю на поиски окаменелостей. Далеко не всегда ей сопутствовала удача. Самыми «урожайными» оказывались зимние штормовые месяцы — с декабря по февраль, когда мокрые склоны размывались дождями и сбегавшими в море ручьями, и они осыпались, раскрывая свои тайны.

— Бр-р… — зябко передёрнула плечами Галатея. — Зимний дождь — это ужасно!

— Заметив свежую осыпь, девочка старалась побыстрее осмотреть её, пока морской отлив и волны не унесли с собой открывшиеся кости. Один случай заставил Мэри поверить в то, что поиски прибрежных окаменелостей могут быть не просто развлечением, а работой. Как-то раз она возвращалась с берега, неся в корзинке найденную спиральную ракушку крупного окаменевшего аммонита (аммониты и белемниты — вымершие головоногие моллюски. — Прим. ред.). На улице к ней подошла дама и купила находку за полкроны. Девочка пришла в восторг от такой удачи, ведь денег в семье, где было десять детей, всегда не хватало.

Дождь, ветер, холод, грязные осклизлые камни, опасные осыпи и тяжёлый молоток сопровождали ежедневную работу Мэри Эннинг. Проделывая привычный путь по главной улице своего городка, где в стеклянных витринах магазинов красовалась модная одежда или вкусная еда, девочка мечтала: «Вот бы в такой витрине выставить окаменелости, которые я нахожу! Тогда их покупали бы намного чаще».

Первый в мире полный скелет ящера, найденный Мэри в двенадцатилетнем возрасте, оказался скелетом ихтиозавра (водного динозавра). Он был продан за 23 фунта стерлингов, что по тем временам считалось большими деньгами. Когда Мэри исполнилось 24 года, она нашла полный скелет другого ящера — плезиозавра.

— А чем отличаются ихтиозавры от плезиозавров? — поинтересовалась Галатея.

— Ихтиозавры напоминают крупных рыб или дельфинов, а плезиозавры — водоплавающие ящеры с длинной шеей. Среди находок Мэри были и окаменелые древние рыбы, и доисторические акулы, а однажды она обнаружила скелет птерозавра — летающего ящера. До неё кости таких крылатых рептилий находили только в Германии.

Мэри удачно продала несколько находок и собрала достаточно денег, чтобы купить дом со стеклянными витринами на первом этаже, где открыла «Магазин окаменелостей Эннинг». В него захаживали интересующиеся древними окаменелостями палеонтологи, натуралисты, коллекционеры. Бывал даже саксонский король Фредерик-Август II, который в 1844 году купил здесь почти двухметровый скелет ихтиозавра. Сопровождавший короля вельможа попросил Мэри написать её имя в его записную книжку. Возвращая книжку, Эннинг гордо сказала: «Меня хорошо знают во всей Европе».

Действительно, к этому времени её имя было уже широко известно. Несмотря на то что она закончила лишь воскресную школу, где научилась писать и читать, её знания в области палеонтологии были обширнее, чем у многих профессоров и членов академий. Найдя окаменелую кость, Мэри уверенно могла сказать, какому существу она принадлежала. Эннинг читала научные труды по палеонтологии и нередко переписывала их для себя, копируя рисунки с такой тщательностью, что иной раз невозможно было отличить копию от оригинала. Она даже выучила французский язык, чтобы изучать труды знаменитого палеонтолога Жоржа Кювье, с которым, кстати, у Мэри была связана одна драматическая история.

Полный скелет плезиозавра, который Эннинг нашла в 1823 году, привёл научный мир Британии в немалое волнение. Это было существо с четырьмя плавниками и очень длинной шеей. Статьи с описанием ископаемого животного дошли до континентальной Европы. Жорж Кювье изучил рисунок и описание почти трёхметрового скелета с маленьким черепом размером всего 10—12 см и неестественно длинной шеей и отнёсся к ним с недоверием. Обычно у млекопитающих насчитывается семь шейных позвонков, у современных рептилий немногим больше — это закон животного мира! Даже у лебедей всего 25 шейных позвонков. Согласно описанию находки Мэри Эннинг, у ископаемого плезиозавра шея держалась на 35 позвонках! Заполнить её воздухом, чтобы дышать, должно быть очень трудно, решил Кювье и сделал заключение, что описанный скелет — это подделка. По его мнению, видимо, кто-то взял позвонки морской змеи и приставил к позвонкам другого животного. Надо заметить, что случаев подделок окаменелостей встречалось немало, мошенники пытались продать их в музеи. Вывод Кювье заставил членов Геологического общества Лондона собрать в январе 1824 года специальное заседание по вопросу изучения найденного плезиозавра.

— А мог бы приехать и посмотреть сам, — сердито заметила Галатея.

— Мэри очень огорчилась, — продолжила Дзинтара. — Авторитет Кювье в мире науки был чрезвычайно высок, с его мнением, как правило, соглашались. Если скелет признают подделкой, то её репутации как собирателя и продавца окаменелостей будет нанесён непоправимый ущерб. Заседание Геологического общества проходило бурно…

— Неужели они не поверили выступлению Мэри Эннинг? — удивился Андрей.

— Мэри не выступала, её даже не было в зале, потому что женщинам не разрешалось присутствовать на заседаниях как Геологического, так и других научных обществ.

— Не присутствовала? — поразилась Галатея. — Учёные разбирали вопрос о подлинности скелета, не пригласив человека, который его нашёл?

— К счастью для Мэри, Географическое общество и в её отсутствие пришло к выводу, что скелет плезиозавра подлинный, а позже и Кювье признал, что сделал поспешный и ошибочный вывод.

В 1830 году Эннинг нашла второй полный скелет плезиозавра, который продала за 200 фунтов. Сейчас он выставлен в Национальном музее естественной истории в Париже. Увы, обнаруженные ею скелеты доисторических существ зачастую описывали другие учёные, даже не упоминая имя Мэри Эннинг в своих статьях.

— Видимо, эти учёные никогда не ходили по берегу моря под холодным дождём и на ледяном ветру, иначе они по-другому бы к ней относились, — сердито заметила Галатея.

— По тогдашним британским понятиям, Мэри Эннинг была простолюдинкой, поэтому её можно было даже не принимать в расчёт. Но так поступали не все. Многие известные учёные переписывались с Мэри, считая её профессионалом. Эннинг была хорошо знакома с шотландским профессором Родериком Мурчисоном и его женой Шарлоттой, с которой обменивалась письмами. Когда Мэри приезжала в Лондон, то останавливалась в их доме. В 1833 году она написала Шарлотте об обвале прибрежной скалы, которая убила её верного друга — собаку Троя: «Я была в одном мгновении от такой же судьбы».

Профессиональным мнением Эннинг интересовался выдающийся британский геолог Чарльз Лайель. С ней переписывался и покупал у неё окаменелости профессор из Кембриджа Адам Седжвик, будущий учитель Чарльза Дарвина. Случалось, Мэри в её походах сопровождали признанные палеонтологи, которым было чему поучиться у этой женщины, не имевшей специального образования. Когда Мэри попадала в трудные финансовые обстоятельства, её учёные друзья приходили на помощь, например проводили аукционы её находок. Они даже выхлопотали для Эннинг небольшую, 25 фунтов в год, государственную пенсию, облегчившую ей жизнь в последние годы.

Мэри Эннинг собирала и тщательнейшим образом изучала окаменелости более 35 лет и даже сделала ряд открытий в области морской фауны юрского периода. Например, ей часто попадались узкие острые окаменелости, похожие на наконечники стрел, которые остались от белемнитов. Мэри нашла в их скелете полость или камеру, в которой было чёрное вещество. Подруга Мэри — местная художница — истолкла это вещество в порошок и использовала его как чёрную краску в своих зарисовках окаменелостей.

— Здорово, — сказала Галатея. — Взять краску из драконов для рисования самих драконов!

— Эннинг же задалась вопросом: что это за вещество? Она препарировала современных головоногих моллюсков — кальмаров и каракатиц, сравнивала строение их тела и расположение чернильных мешков с остатками белемнитов и выяснила, что…

— Постой, мама, что за чернильные мешки? — спросила Галатея. — Моллюскам нужны чернила для написания стихов?

— Нет, кальмары и каракатицы используют чернила для более важного дела — спасения своей жизни. Когда за кальмаром гонится акула или другой морской хищник, он выпускает из себя чернила, создавая своеобразную «завесу», чтобы незамеченным уплыть в безопасное место. Мэри пришла к выводу, что камеры в теле белемнитов, заполненные чёрным веществом, — это те же чернильные мешки. Так по окаменелым останкам ей удалось узнать важную особенность поведения ископаемых животных: древние белемниты использовали чернила для защиты от крупных хищников, так же как ныне живущие кальмары и каракатицы.

Другое исследование Мэри развеяло существовавший в то время миф о так называемом безоарове камне, которому приписывали магические свойства. Эннинг нашла эти камни в кишечнике древних ящеров и доказала, что они представляют собой всего лишь экскременты вымерших существ.

Находки Мэри Эннинг открыли для людей Древний мир. Генри де ла Беш, английский геолог и палеонтолог, друг детства Мэри, основываясь на её находках, создал первый акварельный рисунок, отображавший картину из жизни диковинных животных доисторической эпохи. Он изобразил плавающих и летающих ящеров, которые поедали друг друга. Рисунок пользовался успехом, и художник продавал его копии в пользу Мэри.

Газеты писали об Эннинг в восторженных выражениях: «геологическая львица», «принцесса палеонтологии»… Швейцарско-американский биолог и геолог Луис Агассис назвал в её честь два вида ископаемых рыб: Acrodus anningiae и Belenostomus anningiae. Имя Эннинг присвоено нескольким видам животных, включая семейство плезиозавров Anningasaura и вид ихтиозавров Ichthyosaurus anningae. В 1999 году, в канун 200-летия со дня её рождения, в городке Лайм Реджис собрался научный симпозиум. Сегодня палеонтолог-любитель Мэри Эннинг входит в число десяти наиболее известных и влиятельных женщин-учёных Великобритании.

Возможно, главным достижением Мэри было не открытие окаменелых «драконов», а доказательство того, что женщины могут успешнее мужчин заниматься самообразованием и наукой, несмотря на преграды, которые законы того времени воздвигали перед ними. Своими находками она обогатила науку о вымерших существах — палеонтологию. Подсчитано, что за все годы изысканий специалистами найдено около 5000 скелетов древних существ, и это лишь крошечная часть животного мира, населявшего Землю в далёкие от нас исторические эпохи. Запас скрытых в земле окаменелостей уменьшается с каждым извлечённым скелетом. Поэтому очень важно бережно сохранять древние находки, ведь только они могут передать бесценную информацию о том, что было на Земле сотню, а то и две сотни миллионов лет назад. Сегодня скелеты древних животных, которые Эннинг продавала за 100—200 фунтов стерлингов, стоят 200—400 тысяч долларов.

— Она была бы сейчас миллионершей! — в восторге сказала Галатея.

После Мэри Эннинг мощный толчок развитию палеонтологии дала так называемая Война костей, или Великие гонки динозавров. Спор разгорелся в последней трети XIX века между американскими палеонтологами Эдвардом Копом и Отниэлем Маршем. Они были хорошо знакомы и обменивались письмами и образцами окаменелостей. Однажды Марш, осматривая найденный Копом скелет длиннохвостого плезиозавра Elasmosaurus, заявил, что Коп неправильно его собрал: приставил череп ящера к хвосту. То, что Коп принял за длинный хвост, на самом деле оказалось очень длинной шеей с 72 позвонками! Сегодня известно, что плезиозавры Albertoneckes могли иметь шею семиметровой длины с 76-ю позвонками. Коп был в ужасе от своей ошибки и в последующей публикации исправил изображение длиннохвостого плезиозавра на длинношеего.

В XIX и XX веках учёные описали около 1000 видов животных эпохи древних ящеров. От одних нашли целые скелеты, от других — отдельные кости. Третьи оставили исследователям только окаменелые следы. Длина самого крупного из найденных отпечатков ступни динозавра достигает в длину 1,7 м, а длина самого большого зуба с корнем — 30 см.

В 1877 году во время раскопок в штате Колорадо скелет первого диплодока — огромного травоядного ящера — нашли американские учёные Бенджамин Мюдж и Сэмюэль Уиллистон. Там же, в Колорадо, Эдвард Коп откопал гигантской позвонок размером 2,5 м. Он принадлежал динозавру длиной до 48 м, высотой более 20 м и массой около 100 т. Жил этот ящер 150 млн лет назад.

В 1905—1906 годах крупнейшего хищного тираннозавра Tyrannosaurus rex описал американский палеонтолог Генри Осборн. В своей работе он опирался главным образом на исследования экспедиций 1902—1905 годов, которые возглавлял американский палеонтолог Барнум Браун, прозванный «Мистером Кости» за палеонтологическую удачливость и открытие знаменитого тираннозавра.

Многие вопросы, касающиеся жизни и гибели динозавров, и по сей день остаются без ответа. Всё ещё до конца непонятны причины их вымирания, но временны`е отрезки, когда это могло произойти, науке известны. Каждый образованный землянин должен знать цифры 252, 201, 66.

— Похоже на номер телефона службы спасения, — сказал Андрей.

— В некотором роде. Это даты трёх последних массовых вымираний биосферы на планете Земля. Самый масштабный природный катаклизм случился 252 млн лет назад. Он привёл к вымиранию более 90% видов морских и 70% видов сухопутных организмов. Этой глобальной природной катастрофой завершилась палеозойская эра, конечный период которой Родерик Мурчисон назвал пермским, по названию города Пермь, стоящего на породах той геологической эпохи.

Пермское Великое Вымирание, случившееся четверть миллиарда лет назад, дало толчок развитию более сложных организмов, легче адаптировавшихся к изменяющимся климатическим условиям. Это было начало мезозойской эры. Единый материк Пангея стал раскалываться на отдельные континенты, климатические условия становились более разнообразными. Через каких-то 20 млн лет появились первые динозавры — эорапторы, скелеты которых в 1991 году нашли в Аргентине. Весили они около 10 кг и достигали в длину всего лишь одного метра от кончика хвоста до кончика носа. Эорапторы уже напоминали будущих гигантов: быстро бегали на задних лапах, поджимая передние слаборазвитые лапы, и балансировали массивным хвостом. В это время на суше и в море царили сравнительно небольшие, но очень зубастые животные вроде крокодилов или больших варанов.

201 млн лет назад произошло одно из крупнейших вымираний биосферы, случившихся в мезозойскую эру. Мелкие животные, плохо приспособленные к посуровевшим климатическим условиям, погибли. Наступил расцвет эпохи динозавров.

Крупные хищные динозавры — тираннозавры и гиганотозавры — достигали в длину 14 м и весили 5—8 т, хотя самые большие особи могли весить до 20 т. Плотоядные динозавры охотились на травоядных — часто ещё более крупных ящеров. Травоядные динозавры достигали 50 м в длину и весили больше 100 т. Мощные хвосты защищали их от хищников, а ещё помогали конкурировать в брачных играх. Самцы зауроподов сильно били хвостом по земле, вызывая оглушительный грохот. Длинный хвост действовал как хлыст, кончик которого двигался с огромной скоростью. Самки предпочитали самых громкохвостых самцов.

Свыше 66 млн лет назад, как мы уже упоминали, случилась планетарная космическая катастрофа, приведшая к гибели 75% всех сухопутных животных, включая динозавров. На Земле не осталось четвероногих существ весом более 25 кг. Выжили только мелкие млекопитающие с более совершенной, чем у динозавров, системой терморегуляции. Мезозойская эра уступила место нынешней кайнозойской эре — эпохе китов и мамонтов, львов и носорогов, лошадей и людей. Среди растений распространились цветковые и злаковые.

Сухопутные динозавры мезозойской эры вымерли, не оставив после себя потомков. Учёные доказали, что только птицы ведут своё происхождение от летающих, покрытых перьями динозавров. Ныне живущие птицы — прямые наследники этой группы животных, царившей на Земле приблизительно 100 млн лет назад. Так что, заглядывая в круглые глаза страуса, мы встречаем взгляд древнего динозавра.

— Выходит, и воробьи тоже динозавры, — засомневалась Галатея.

— Может быть… Мы ещё очень плохо изучили мир вымерших животных и имеем весьма слабое представление об их повадках, местах обитания, цвете панцирей, шкур и перьев. Жили они поодиночке или стадами, бросали отложенные яйца на произвол судьбы или охраняли? Планета Земля мезозойской эры, населённая огромным количеством «драконов» и других удивительных существ, всё ещё остаётся для нас загадкой. Если в начале XXI века биологи каждый год описывали примерно десять тысяч ранее неизвестных видов ныне живущих животных, даже таких крупных, как обезьяны, что уж говорить о полноте наших знаний о существах, которые обитали на Земле сотни миллионов лет назад?

Могли бы динозавры стать разумными существами, если бы их развитие не прервала космическая катастрофа? Можно ли восстановить хотя бы часть того ископаемого мира, используя гены современных птиц и пресмыкающихся? Это всё бесчисленные вопросы, на которые до сих пор нет ответа. Значит, будущим палеонтологам будет чем заняться.

— Мама! Давай выберем подходящий пляж с древними породами, — заныла Галатея.

— Сами этим займёмся, — предложил Андрей. — Поищем сведения о самом лучшем пляже с окаменелостями, а потом попробуем уговорить маму туда поехать.

Мэри Эннинг (1799—1847) — британский палеонтолог-любитель, собиратель окаменелостей. Первой нашла скелет плезиозавра, а также полные скелеты ихтиозавра и птеродактиля.

Жорж Кювье (1769—1832) — французский натуралист, зоолог и палеонтолог. Один из 72 великих французских учёных, чьи имена увековечены на Эйфелевой башне.

Генри де ла Беш (1796—1855) — английский геолог и палеонтолог. Президент Лондонского геологического общества в 1848—1849 годах.

Чарльз Лайель (1797—1875) — английский геолог, основоположник современной геологии. Его именем назван кратер на видимой стороне Луны.

Ричард Оуэн (1804—1892) — английский анатом, геолог и палеонтолог. Рыцарь-командор ордена Бани. В 1842 году ввёл термин «динозавр», что в переводе с греческого означает «ужасный ящер». Написал серию статей об окаменелостях, объединённых в сборник «История британских окаменевших рептилий», вышедший в свет в 1884 году.

Родерик Мурчисон (1792—1871) — шотландский геолог и путешественник, впервые описавший силурийский (444—419 млн лет назад), девонский (419—359 млн лет назад) и пермский (299—252 млн лет назад) геологические периоды. Награждён медалью Копли (1849) — высшей наградой Королевского общества Великобритании.

Бенджамин Мюдж (1817—1879) — американский геолог, палеонтолог и юрист, профессор Канзасского университета. Открыл диплодоков и ещё 80 вымерших видов животных и растений.

Сэмюэль Уиллистон (1851—1918) — американский палеонтолог, профессор Канзасского и Чикагского университетов. Вместе с Бенджамином Мюджем нашёл первый скелет диплодока.

Отниэль Марш (1831—1899) — американский палеонтолог, выпускник и профессор Йельского университета. Открыл около 400 неизвестных видов окаменелых животных, включая более 80 видов динозавров.

Эдвард Коп (1840—1897) — американский палеонтолог, профессор Пенсильванского университета. Открыл около 600 неизвестных видов окаменелых животных, включая 56 видов динозавров. Автор 1400 научных работ.

Генри Осборн (1857—1935) — американский палеонтолог, описавший тираннозавра Tyrannosaurus rex. Возглавлял Американский музей естественной истории в Нью-Йорке в течение 25 лет.

Другие статьи из рубрики «Рассказы о науке»