История, которую я изучал в средней общеобразовательной школе в начале 60-х годов минувшего века, была моим любимым предметом. Я знал её лучше других учебных дисциплин. Но когда я на юридическом факультете МГУ приступил к штудированию истории государства и права, мне пришлось постигать этот предмет едва ли не с нуля. Юридическая тематика в школьном курсе истории была представлена настолько скупо, что в историко-правовых вопросах я разбирался, мягко говоря, не очень. На мой взгляд, это было большим недостатком нашего школьного обучения.
Я рассуждаю так не потому, что, будучи дипломированным юристом, переоцениваю роль юридических знаний. И у меня нет ни малейшего желания уподобляться герою рассказа Зощенко «Аристократка» — слесарю-водопроводчику Григорию Ивановичу, который, оказавшись со своей дамой в театре, первым делом поинтересовался, действует ли тут водопровод. Просто я полагаю, что при изучении истории правовые вопросы чрезвычайно важны и что недостаточное к ним внимание чревато не только пробелами в изложении учебного материала, но и его искажениями...