Среди наземных хищников более всего разоряют гнёзда куликов песцы. Основной корм этого хищника — лемминги, поэтому если их много, то гнёзда куликов страдают меньше, и наоборот. Вторые по опасности хищники — чайки и поморники, которым кладки куликов также служат пищей.
Численность самих хищников тем не менее зависит и от численности грызунов — ведь это их основная еда.
Наша научная группа решила изучить, как разные хищники — наземные и пернатые — влияют на выживаемость кладок куликов. Подобные исследования нужны, прежде всего, для выработки стратегии сохранения редких и уязвимых видов птиц. Ими мы занимались на юго-востоке полуострова Таймыр с 1994 по 2017 год. «Модельными» объектами стали два наиболее массовых вида куликов — дутыш и плосконосый плавунчик. Судьбу гнёзд отслеживали либо до момента уничтожения кладки хищником, либо до вылупления птенцов. Впервые в россий-ской Арктике мы провели эксперименты с «суррогатными» гнёздами, куда выкладывали яйца перепела — для исключения факторов, трудно поддающихся оценке. Причём гнёзда создавали как в случайно выбранных точках, так и в местах прошлогодних гнездований куликов.
Кто именно уничтожил кладку яиц, определяли по фотоснимкам, полученным с фотоловушек, установленных около гнёзд. При обработке результатов экспериментов учитывали степень укрытости гнезда растительностью, место его расположения (пойма или терраса), использовали методы математической статистики и моделирование.
Вполне предсказуемой оказалась зависимость сохранности кладки от степени укрытости (влияния типа местообитания и сроков начала размножения на успех гнездования биологи не обнаружили). Но оказалось, что это всё же не единственный фактор, сказывающийся на сохранности гнёзд на протяжении одного сезона. Успех гнездования менялся из года в год. На юго-востоке Таймыра сильнее всего хищники разоряли гнёзда в 2012 году, когда наблюдалась самая низкая численность леммингов за все 17 полевых сезонов. Любопытно, что яйца в искусственных кладках были уничтожены в первые же сутки после выкладывания. При этом ни одна фотоловушка не зафиксировала появление около гнёзд других хищников, кроме песцов.
Уже в 2013 году, когда численность леммингов стала расти, песцы меньше разоряли гнёзда. Однако около гнёзд начали появляться пернатые хищники. В целом же успех гнездования был явно выше, чем в предыдущем году. В 2011, 2013 и 2014 годах сохранность кладок оказалась примерно одинаковой, хотя численность леммингов менялась троекратно, песцов — более чем двукратно, а активность короткохвостых поморников изменялась в восемь раз! Вероятно, при росте численности леммингов в 2013 и 2014 годах песцы меньше интересовались гнёздами птиц. Поморники же, когда песцов много, просто не успевают обнаружить гнёзда куликов первыми. Их воздействие на кладки яиц становится заметным только при очень большой численности леммингов, однако оно всё равно остаётся в разы меньшим, чем ущерб от песцов. Это подтвердилось и результатами дальнейших исследований, проведённых в 2015—2017 годах в другом районе — на северо-западе Таймыра.
Можно сделать вывод, что вред от пернатых хищников незначителен по сравнению с песцами. Однако картина, возможно, окажется иной, если провести аналогичное исследование в более северных районах Арктики, где гнездятся белые совы и средние поморники — агрессивные птицы, в присутствии которых песцам, возможно, труднее разорять гнёзда куликов.