Чтение — вот лучшее учение

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «BBC Science Focus» и «New Scientist» (Великобритания), «Geo», «Max Planck Forschung» и «Psychologie Heute» (Германия), «Archaeology», «MIT Technology Review» и «Science» (США), «Philosophie Magazine» и «Sciences Humaines» (Франция).

Эти слова Пушкина в наше время нуждаются в уточнении: чтение с бумаги. Исследование, проведённое Анной Манген из университета Ставангера (Норвегия), показало, что учебный материал, поданный на бумажной странице, усваивается лучше, чем тот же текст в формате PDF на экране компьютера или электронной книги. Возможно, потому, что в книге легче вернуться к месту, которое вы хотите перечитать, чем снова найти его на экране. Помогает и зрительная, и двигательная память, возникшая при переворачивании страниц. И вообще, сложный материал, который нужно понять и усвоить, лучше читать с бумажной страницы. Но то же самое относится и к чтению как развлечению. Эксперименты Анны Манген показали, что те, кто читал детективный рассказ с экрана электронной книги, запомнили сюжет хуже, чем читавшие его в обычной бумажной книжке. Мало того, по некоторым данным, читатель лучше вживается в характеры персонажей и больше сопереживает им, если книга обычная.

Книги в США настолько дороги, что многие приходят в книжный магазин, просто чтобы почитать книгу, которая ещё не поступила в библиотеки. Фото Юрия Фролова.

И всё же древняя традиция чтения кажется сейчас постепенно умирающей. Так, в 2016 году из взрослых американцев прочитали хотя бы одну книгу (в натуральном или электронном виде) 73%, а в 2011 году их было 79%. Если же принимать во внимание только чтение с бумаги, то за 2016 год прочли хотя бы одну книгу 65% американцев, в 2011-м — 71%. Половина американцев, следящих за газетами, предпочитает бумажные версии, половина читают газеты онлайн.

Чтение в цифровом формате имеет свои недостатки, особенно чтение в интернете. Вас постоянно отвлекает реклама, соблазн щёлкнуть по ссылке, которая кажется интересной, всплывающие внизу экрана сообщения о срочных новостях или поступивших письмах... Это сужает объём внимания читателя. По данным фирмы «Майкрософт», время удержания внимания среднего канадца на одном объекте упало с 12 секунд в 2000 году до 8 секунд в 2013-м. Такое явление связывают именно с привычкой скакать в интернете по сайтам.

Психологи рекомендуют для борьбы с «усыханием» внимания хотя бы полчаса в день посвящать чтению. Можно даже — электронной книги, лишь бы она была отключена от интернета.

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее