Откуда взялся воробей?

По информации Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН.

С тех пор, как в 1981 году была описана новая группа ископаемых птиц — энанциорнисов, в научном мире не утихают споры о том, в каком родстве они состоят с современными птицами — веерохвостыми. Для веерохвостых характерно резкое укорочение хвостового отдела позвоночника. Несколько последних позвонков у них слиты в специальную косточку — пигостиль, к которой веером прикрепляются рулевые перья. Анатомические особенности древних хищных птиц энанциорнисов (Enantiornithes — в переводе с латыни означает «противоположные птицы») гораздо ближе к тероподным динозаврам, чем к настоящим птицам. Отсюда и возникло сомнение, что они были предками наших ласточек, синиц, зябликов. Орнитолог и основатель палеорнитологии в СССР Евгений Николаевич Курочкин (1940—2011) считал, что энанциорнисы никакие не птицы, а попросту летающие динозавры. Его ученик, а ныне заведующий кабинетом палеорнитологии Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН (ПИН РАН) Никита Зеленков предложил новую гипотезу происхождения современных птиц.

Вероятные предки птиц — продвинутые тероподные динозавры манирапторы (Maniraptora). Рисунок: Wikimedia Commons/Conty/CC BY 3.0.

До сих пор считалось, что энанциорнисы и веерохвостые имеют одного общего предка, примерно так же, как шимпанзе и человек. Согласно новой гипотезе, предков веерохвостых следует искать именно среди энанциорнисов, но не «обычных», а отличающихся строением плечевого сустава и хвоста, которые ключевым образом связаны с полётом. Причём строение этих структур у данной группы древних птиц (группа пенгорнитид — Pengornithidae) схоже с современными птицами. Пенгорнитиды близки к веерохвостым и по многим другим признакам: у них парная грудина, глобулярная головка плечевой кости, веерообразный хвост. Плечевой сустав пенгорнитид имеет связочный механизм, необходимый для стабилизации плечевой кости во время полёта. Это серьёзное преобразование, и, вероятно, именно оно позволило современным птицам освоить разные типы полёта.

«Никто никогда не видел летающих энанциорнисов или кого-то другого из примитивных птиц, но общепринятое мнение — все примитивные птицы летали. Иное строение крыла и плечевого пояса позволяет предполагать, что летали они как-то по-другому. Почти наверняка у их полёта были какие-то ограничения. Но как именно летали предки веерохвостых птиц — не ясно, работы на этот счёт находятся в зачаточном состоянии, — рассказывает Никита Зеленков. — Пенгорнитиды — единственная группа “противоположных” птиц, имеющая веерообразный хвост. У всех остальных энанциорнисов обычно присутствуют лишь различные по морфологии декоративные перья».

Из современных птиц энанциорнисам в чём-то близки курообразные. Они имеют схожее устройство плечевого пояса, удлинённый пигостиль и декоративные перья в хвосте, бесполезные для полёта. «Так и хочется сказать, что “курица не птица”, но это не так. Ряд признаков не позволяет отнести её к энанциорнисам», — уточняет Н. Зеленков.

Ископаемые остатки энанциорнисов найдены на территории Испании, Бразилии, Австралии, Китая и других стран. Для многих описанных экземпляров известны отпечатки мягких тканей, что делает эту группу, возможно, одной из самых изученных среди меловых позвоночных. Никита Зеленков считает, что именно эволюция плечевого сустава пенгорнитид обеспечила эволюционный успех веерохвостых.

Веерохвостые могли произойти от эволюционно продвинутых энанциорнисов, скорее всего, в начале мелового периода. Но от кого из них — неизвестно. Проблема в том, что пенгорнитиды и древние веерохвостые птицы известны из одних и тех же отложений, значит, их эволюция произошла раньше. Поэтому известных нам пенгорнитид едва ли можно считать предками веерохвостых. «Изучение происхождения птиц очень интересно для понимания процессов макроэволюции, потому что птицы — очень специализированная группа. Как происходит формирование подобных групп в эволюции — по большей части нерешённый вопрос», — считает заведующий кабинетом палеорнитологии ПИН РАН.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»