СКРЫТАЯ МАССА: КОСВЕННОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Одной из основных проблем современной астрономии считается вопрос о существовании так называемой скрытой массы, недоступной для наблюдения (см. "Наука и жизнь" №№ 11, 12, 1999 г.). Многие астрономы считают, что только наличием этой скрытой массы, составляющей основную часть массы нашей Вселенной, можно объяснить параметры орбит звезд и форму галактик. Никто никогда не видел ее и не знает, что же в действительности она собой представляет, однако без нее галактики должны были разлететься в разные стороны.

Новые данные, полученные рентгеновской обсерваторией Чандра, показывают, что галактика NGC 720, удаленная от Земли на 80 миллионов световых лет, окружена эллиптическим облаком горячего газа, которое расположено под углом к видимой ее части. Горячий газ испускает только рентгеновские лучи и не виден в оптические телескопы.

"Форма и положение газового облака таковы, будто его удерживает скрытая масса эллиптической формы, - рассказал Дэвид Бут (David Buote), сотрудник калифорнийского университета. - Это значит, что скрытая масса не иллюзия, она реальна. Без нее скопление газа просто рассеялось бы". Астрономы обнаружили также, что полученные данные соответствуют теории, согласно которой масса состоит из медленно двигающихся частиц, взаимодействующих одна с другой и с обычным веществом только посредством гравитации. Другие формы скрытого вещества, описанные теоретиками, вроде холодного молекулярного вещества, нейтрино (эти частицы, как оказалось, имеют массу - см. "Наука и жизнь" № 12, 1998 г.), не согласуются с формой облака газа, наблюдаемого астрономами. Удивительно, что столкновения и слияния галактик на протяжении последних 100 миллионов лет не смогли изменить форму газового облака.

По материалам сайта Space.com.