Находки зубов морских динозавров изменили представления об эволюции рептилий

Учёные до сих пор ведут споры о причине исчезновения динозавров на Земле. Но под вопросом остаётся и эволюционная судьба этих древних животных. Недавние находки, сделанные сотрудниками кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, позволили усомниться в устоявшемся мнении, что разнообразие гигантских морских рептилий — плиозавров — сократилось на рубеже мелового и юрского периодов. Напротив, новые данные свидетельствуют, что при переходе от юрского периода к раннемеловому разнообразие плиозавров не только не уменьшилось, но и увеличилось.

Плиозавр — реконструкция. Длина крупнейших известных представителей более 10—13 м. Рисунок Андрея Атучина.

Плиозавры играли важную роль в морских пищевых цепочках в морях юрского и мелового периодов 170—90 млн лет назад. Они были высшими хищниками и питались морскими рептилиями и другими водными позвоночными. Остатки этих гигантов, найденные в Восточной Сибири (река Кеть) и в Поволжье, относятся к позднеюрской (163—145 млн лет назад) и раннемеловой (145—100 млн лет назад) эпохам. Палеонтологи из МГУ вместе с зарубежными коллегами обратили внимание, что среди находок есть зубы нескольких форм. Такое разнообразие ставит под сомнение гипотезу о том, что лишь одна эволюционная линия плиозавров пересекла границу между юрским и меловым периодами.

Ранее считалось, что для середины мелового периода характерны плиозавры исключительно с коническими коронками зубов, тогда как для конца юрского и начала мелового периодов были известны формы только с трёхгранными коронками. Новые находки позволили утверждать, что плиозавры с коническими коронками сосуществовали с обладателями трёхгранных коронок на протяжении как минимум 25 млн лет; при этом наблюдается несколько разных типов конических коронок.

Палеонтологи провели расчёты, которые показали, что наибольшее разнообразие в форме зубов плиозавров возникло именно на границе юры и мела, то есть плиозавры пересекли этот временной интервал, увеличив своё разнообразие. Сокращение разнообразия плиозавров произошло позднее, в конце раннемеловой эпохи (после барремского века), когда исчезли плиозавры с трёхгранными зубами.

«Мы изучили новые находки плиозавров из России того временного интервала, для которого прежде практически не были известны находки морских рептилий. Помимо этого проведён ряд анализов морфологии зубов всех известных плиозавров, позволивший лучше понять эволюцию группы в целом», — рассказал один из авторов работы, магистрант геологического факультета МГУ Николай Зверьков.

Исследование было проведено совместно с учёными из Льежского университета, Института палеобиологии Польской академии наук и Оксфордского университета.

По информации пресс-службы МГУ им. М. В. Ломоносова.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»