В 1873 году один из музеев Кембриджа (Великобритания) получил по завещанию коллекцию картин и гравюр, собранную священником Эдвардом Керричем. Среди этого дара наибольшей ценностью обладали картины Рубенса и рисунки Дюрера. Особого внимания ни искусствоведов, ни посетителей не привлекала картина полузабытого голландского мариниста Хендрика ван Антониссена (1605—1656). Сюжет и исполнение незамысловаты: ничем не примечательный участок берега Северного моря близ Гааги во время отлива. На песке обсыхают лодки, близ уреза воды стоят группы местных жителей, все смотрят на море. И вдали на обрыве (слева) тоже собралась группка, глядящая на море. Вот это обстоятельство часто вызывало у зрителей вопросы: почему в явно прохладный и ветреный (судя по прибою) день, вряд ли благоприятный для прогулок по пляжу, люди собрались на берегу и смотрят на пустое море?
Ситуация немного напоминает распространённую в детских журналах загадку: найди различия между двумя рисунками.
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Недавно картину, написанную, насколько известно, около 1630 года, решили реставрировать. Когда специалисты начали осторожно снимать пожелтевший лак и потемневший слой красок, над морем обнаружилась фигурка человека, а рядом с ним что-то вроде косого паруса. После долгого обсуждения решили расчищать дальше. И вскоре под довольно небрежно нарисованной поверхностью моря обнаружился выброшенный на берег кит, на спине которого стоит человек. Кто закрасил кита — неизвестно, но, как полагают искусствоведы, это было сделано из эстетических и суеверных соображений. Появление на берегу «морского чудовища», к тому же, по Библии, когда-то проглотившего пророка Иону (см. «Наука и жизнь» № 1, 2017 г., статья «Может ли кит проглотить человека?»), рассматривалось как предзнаменование несчастий и даже конца света...