Неведомые ракообразные на Шпицбергене

Последствия глобального потепления наиболее ярко проявляются в арктическом регионе, ведь его экосистемы крайне чувствительны к изменениям климата. Сотрудники кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова совместно с коллегами из Дании и Норвегии проанализировали фауну и сообщества беспозвоночных животных в озёрах Шпицбергена. Большинство озёр острова имеют ледниковое происхождение и находятся либо в заболоченной тундре, либо на моренных отложениях. За последние 100 лет местный климат (вслед за глобальным) изменился — стало заметно теплее. Покрывавшие прежде почти весь архипелаг ледники отступили от южных и западных берегов на несколько километров, и на освободившейся территории за последние 40 лет образовались многочисленные новые озёра. Поскольку ледник отступает в направлении от берегов к центру острова, то наиболее древние озёра находятся у берега моря, а более молодые — дальше от берега и ближе к леднику. Биологи заметили, что чем больше возраст водоёма, тем больше его биоразнообразие.

Отбор проб бентоса на озёрах Шпицбергена. Фото Елены Чертопруд, МГУ им. М. В. Ломоносова.

Глобальное потепление приводит не только к появлению новых озёр, но и к увеличению температуры в имеющихся водоёмах и удлиняет вегетационный сезон. Одновременно растёт численность птиц, например гусей, экскременты которых обогащают среду элементами минерального питания, что, в свою очередь, приводит к изменению биогеохимического круговорота веществ на острове.

В 2014 и 2015 годах международная команда исследователей отобрала пробы со дна водоёмов и из толщи воды в 75 озёрах Шпицбергена, а также в нескольких малых реках, ручьях, родниковых и временных водоёмах. В собранных материалах гидробиологи определили состав мейобентоса (донных организмов размером до 1 мм), макробентоса (преимущественно донных личинок насекомых, из которых наиболее разнообразны на Шпицбергене хирономиды) и зоопланктона (преимущественно веслоногих и ветвистоусых ракообразных). Изучали также фитопланктон, продуктивность сообществ и характер донных отложений. Впервые зоопланктон в некоторых водоёмах на Шпицбергене был обследован в 1910 году, что дало возможность проследить, как он изменился примерно за сто лет.

Учёные выяснили, что ключевой фактор, определяющий видовое разнообразие в пресноводных сообществах острова, — возраст водоёмов, их расстояние от берега и ледника. Чем дальше озеро расположено от ледника, тем более сложны и разнообразны сообщества бентоса и планктона. Обилие и разнообразие беспозвоночных также заметно выше в озёрах, на которых отдыхают и питаются гуси и казарки. Кроме того, биологи нашли семь видов ракообразных, прежде не известных на Шпицбергене.

По мнению ведущего научного сотрудника кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ Елены Чертопруд, арктические сообщества из-за своей высокой чувствительности к глобальным изменениям условий среды — перспективный объект для мониторинга климатических изменений, происходящих на Земле.

По информации пресс-службы МГУ им. М. В. Ломоносова.

Другие статьи из рубрики «Вести из экспедиций»