№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Многоразовый орбитальный самолёт

Андрей Афанасьев, ООО «АвтоМеханика»

Весьма важно рассмотреть… классическую самолётную схему. Игнорировать этот путь недопустимо!
С. П. Королёв

Стартовый комплекс на Байконуре. Несколько дней до старта «Бурана». 1988 год.

Три десятилетия назад, 15 ноября 1988 года орбитальный самолёт «Буран» вышел на орбиту искусственного спутника Земли, сделал два витка вокруг планеты и благополучно совершил автоматическую посадку на полосу аэродрома. Тогда казалось, что этот полёт ознаменует переход отечественной космонавтики от систем одноразового использования космической техники к многоразовым системам, способным выполнять десятки полётов. Но тот запуск «Бурана» стал единственным. Почему так случилось и что мешает развитию многоразовых космических транспортных систем? Рассказывает инженер Андрей Юрьевич Афанасьев. В 1980-е годы, будучи молодым специалистом, выпускником МАИ, он принимал участие в создании «Бурана».

Первой попыткой практической реализации полёта в ближний космос, на околоземную орбиту, стал военный проект австрийского инженера Ойгена Зенгера, разработанный в 30-х годах XX века. Небольшой многоразовый пилотируемый самолёт-бомбардировщик должен был стартовать с помощью рельсотрона и разгонной тележки с реактивными двигателями в качестве первой ступени. Предполагалось, что после выхода в ближний космос самолёт начнёт постепенно спускаться и затем, несколько раз отразившись от плотных слоёв атмосферы, преодолеет около 20 тысяч км, сбросит бомбы над вражеской территорией и уйдёт на один из своих аэродромов. В качестве боевой нагрузки германские военные хотели использовать результат другого сверхсекретного проекта — атомное оружие. Целями могли стать столицы и крупные промышленные города потенциальных стран-противников — Нью-Йорк, Лондон, Москва и др. В 1940 году проекту выделили финансирование и заложили строительство опорных конструкций для трёхкилометрового рельсотрона. Но, поскольку война оказалась более тяжёлой и затратной, чем ожидало германское руководство, средства и рабочая сила были переданы на другие проекты, реализуемые быстрее. Таким, в частности, был проект «Фау-2». Проект Зенгера был хорошо просчитан математически, но практически не учитывал малоизвестные тогда аэродинамические и температурные факторы, возникающие при достижении требуемых скоростей полёта. Поэтому реализовать его в то время, тем более в военных условиях, было невозможно. Потребовалось бы очень много предварительных испытаний, исследований, создание новых материалов и технологических решений...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее