С. П. Королёв
Три десятилетия назад, 15 ноября 1988 года орбитальный самолёт «Буран» вышел на орбиту искусственного спутника Земли, сделал два витка вокруг планеты и благополучно совершил автоматическую посадку на полосу аэродрома. Тогда казалось, что этот полёт ознаменует переход отечественной космонавтики от систем одноразового использования космической техники к многоразовым системам, способным выполнять десятки полётов. Но тот запуск «Бурана» стал единственным. Почему так случилось и что мешает развитию многоразовых космических транспортных систем? Рассказывает инженер Андрей Юрьевич Афанасьев. В 1980-е годы, будучи молодым специалистом, выпускником МАИ, он принимал участие в создании «Бурана».
Первой попыткой практической реализации полёта в ближний космос, на околоземную орбиту, стал военный проект австрийского инженера Ойгена Зенгера, разработанный в 30-х годах XX века. Небольшой многоразовый пилотируемый самолёт-бомбардировщик должен был стартовать с помощью рельсотрона и разгонной тележки с реактивными двигателями в качестве первой ступени. Предполагалось, что после выхода в ближний космос самолёт начнёт постепенно спускаться и затем, несколько раз отразившись от плотных слоёв атмосферы, преодолеет около 20 тысяч км, сбросит бомбы над вражеской территорией и уйдёт на один из своих аэродромов. В качестве боевой нагрузки германские военные хотели использовать результат другого сверхсекретного проекта — атомное оружие. Целями могли стать столицы и крупные промышленные города потенциальных стран-противников — Нью-Йорк, Лондон, Москва и др. В 1940 году проекту выделили финансирование и заложили строительство опорных конструкций для трёхкилометрового рельсотрона. Но, поскольку война оказалась более тяжёлой и затратной, чем ожидало германское руководство, средства и рабочая сила были переданы на другие проекты, реализуемые быстрее. Таким, в частности, был проект «Фау-2». Проект Зенгера был хорошо просчитан математически, но практически не учитывал малоизвестные тогда аэродинамические и температурные факторы, возникающие при достижении требуемых скоростей полёта. Поэтому реализовать его в то время, тем более в военных условиях, было невозможно. Потребовалось бы очень много предварительных испытаний, исследований, создание новых материалов и технологических решений...