У народов уральской языковой семьи обнаружена генетическая общность

Надежда Маркина

Как считают лингвисты, языки уральской семьи возникли из единого протоязыка возрастом от 6000 до 4000 лет, который разделился на две ветви — финно-угорские и самодийские языки. Сегодня говорящие на них народы проживают на обширной территории, простирающейся от Северо-Западной Европы (финны, карелы, вепсы, эстонцы, саамы) через Центральную Европу (венгры) и Волжско-Уральский регион (мордва, мари, коми, удмурты) до Западной (ханты, манси), Центральной и Северо-Восточной Сибири (селькупы, ненцы, нганасаны). Эстонские и российские генетики заинтересовались, есть ли у таких разных народов, родственных по языку, общая биологическая история и каким образом уральские языки распространялись по такой обширной территории. Они исследовали полные геномы представителей 15 уралоязычных популяций и нашли у них генетическую общность. При этом географически близкие популяции оказались и генетически ближе, чем географически отдалённые. Но при более детальном анализе обнаружены и другие закономерности.

Народы уральской языковой семьи на карте (А) и схематическое «дерево» уральских языков, показывающее родственные связи между языками (Б). Цвета на рисунке отвечают тем или иным языкам на панели Б. Рисунок: Genome Biology 2018 19:139 https://doi.org/10.1186/s13059-018-1522-1.

Генетики применили метод, при помощи которого в геномах людей из двух разных популяций выявляют фрагменты общего происхождения (их называют IBD-сегментами). Наличие в паре геномов многих таких общих фрагментов указывает на их родство. Задача состояла в том, чтобы сравнить число подобных сегментов общего происхождения в парах геномов из двух уралоязычных популяций и в парах геномов из уралоязычной и соседней популяции иной языковой семьи. И оказалось, что многие уралоязычные популяции по этому показателю ближе к другим уралоязычным популяциям, чем к своим географическим соседям, говорящим на других языках. Например, мари и удмурты ближе к хантам и манси, живущим по другую сторону Урала, чем к соседним татарам, башкирам, чувашам. Финны и саамы показали бoльшую общность с поволжскими мари, коми и удмуртами и даже с западносибирскими хантами и манси, чем с соседними шведами, латышами, литовцами, северными русскими.

Найденная у уралоязычных народов генетическая общность говорит о том, что у них и общая история. По-видимому, распространение уральских языков было связано с миграциями населения, и центр этих миграций учёные помещают в Западную Сибирь. Таким образом, по их мнению, уралоязычные народы связаны генетическими корнями западносибирского происхождения.

Результаты исследований генетики опубликовали в журнале BioMedCentral «Genome Biology». «Это третья из цикла совместных статей эстонского биоцентра Университета Тарту и российских учёных, — комментирует доктор биологических наук Олег Балановский, заведующий лабораторией геномной географии Института общей генетики РАН. — Первая была посвящена тюркоязычным народам, вторая — балто-славянским и эта третья — уралоязычным. Во всех случаях показано, что основную роль в формировании генофонда играет географический фактор, а лингвистическое родство отходит на второй план. В то же время при тонком анализе для тюрков и для уралоязычных популяций удалось выявить в их генофонде общий компонент. Эту пусть маленькую, но реальную долю можно связывать с людьми, посредством которых распространялись данные языки».

Однако, по мнению Олега Балановского, для уралоязычных народов проведённое исследование отвечает не на все вопросы: остаётся неразрешённой тысячелетняя интрига — происхождение венгров, которые исторически и лингвистически — потомки угров (мадьяров), завоевавших в IX веке территорию нынешней Венгрии. Но генетически современные венгры неотличимы от своих географических соседей и не проявляют сходства с остальными уграми (хантами и манси). Возможно, как считает профессор РАН Балановский, генетический след угорского происхождения венгров удастся проследить с помощью ДНК из ископаемых останков, такие работы уже ведут несколько научных коллективов.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»