Секреты выживания на рабочем месте

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «BBC Science Focus», «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Computing Edge», «Discover», «IEEE Spectrum» (США), «Science et Vie Junior» и «Philosophie Magazine» (Франция).

Работать вредно для здоровья, недаром ведь существует целая отрасль медицины, трактующая профессиональные вредности. Какие опасности подстерегают нас на рабочем месте в офисе, где нет ни вредных испарений, ни сильных шумов, ни вибраций? И как обычному конторскому служащему с этими проблемами справиться?

Как лучше организовать пространство в офисе? Разбить площадь на индивидуальные клетушки или посадить всех сотрудников в одно просторное помещение? Согласно одному исследованию 2018 года, отсутствие личного пространства в общем помещении напрягает сотрудников, заставляет их надевать наушники, чтобы отгородиться от чужих шумов, а контакты с коллегами, сидящими за соседними столами, осуществлять через телефон и электронную почту. Фото: Pexels/CC-0.

Современная техника делает работу в офисе более сидячей. Многие задачи, для выполнения которых раньше надо было встать, пойти в другое помещение, приложить некоторые физические усилия, теперь требуют только нескольких нажатий клавиш и кнопок. Как утверждает австралийский физиотерапевт Леон Стрейкер, устройство наших тел не предназначено для того, чтобы долго сидеть. Статистика показывает чёткую связь между временем, проводимым сидя, и слабым здоровьем. Для поддержания тонуса организма надо чередовать сидение со стоянием и ходьбой. Канадский специалист по организации труда Джон Тругакос считает, что в идеале надо каждые 20—30 минут вставать со стула и минуту-другую походить. Особенно важно это делать во второй половине рабочего дня, когда вы уже несколько приустали. А чтобы отдохнули глаза от постоянной фокусировки на клавиатуре и экране компьютера, посмотрите на что-нибудь, находящееся не ближе шести метров от вас. Лучше всего взгляните за окно. Естественный дневной свет стимулирует выработку гормона мелатонина, регулирующего многие процессы в организме.

Работать свыше обычных 8 часов в день вредно для здоровья. Правда, известный американский изобретатель и бизнесмен Илон Маск признался, что трудится по 120 часов в неделю… В 2017 году американские психологи попросили добровольцев оценить успешность вымышленных персонажей по краткому описанию их рабочего дня. Все сошлись на том, что люди, крайне занятые и целыми днями не покладающие рук, достигают в жизни бoльших успехов. Когда такой же эксперимент провели в Италии, результаты оказались прямо противоположными: итальянцы считают наиболее успешным того, кто на работе не надрывается, а находит больше времени для простых удовольствий жизни. Обследование 52 тысяч служащих в разных странах Европы, проведённое в 2018 году, показало, что у тех, кто трудится очень интенсивно и вынужден соблюдать жёсткие сроки выдачи результатов, страдает здоровье — и физическое, и психическое. И, что любопытно, такие сотрудники реже говорят об удовлетворённости работой и реже выдвигаются на повышение. Это логично, утверждают авторы исследования: перерабатывая сверх сил, вы снижаете качество результатов.

Умейте отдыхать в процессе работы! Когда одна из латвийских IT-компаний проследила за рабочим днём своих служащих, оказалось, что самые продуктивные сотрудники не пересиживают на работе и делают больше перерывов, чем остальные — в среднем через каждые 52 минуты отдыхают по 17 минут.

Может быть, многих опасностей, связанных с конторской работой, можно избежать, если работать из дома, что позволяет сейчас интернет? Американский экономист Николас Блум отвечает: хороший вариант, если вы способны избежать трёх домашних врагов — холодильник, диван и телевизор.

Ещё одна проблема: как не заснуть на работе? В самом деле, наши офисные помещения навевают сон. В последние лет сорок, стремясь сэкономить энергию, мы строим герметически запечатанные здания. При плохой вентиляции в воздухе накапливаются запахи, вредные химикаты, выделяющиеся, например, из мебели, а также двуокись углерода из дыхания людей. Концентрация этого газа в воздухе офиса может достигать 2500 частей на миллион, что более чем в шесть раз превышает его содержание в свежем воздухе. В эксперименте, проведённом в Гарвардском университете (США), изо дня в день варьировали уровень СО2 в воздухе офиса, измеряя одновременно внимание, трудоспособность и реакцию на внезапно возникшие проблемы. В те дни, когда содержание углекислого газа было типичным для закрытых помещений, производительность труда оказалась на 15% ниже, чем при уровне СО2, сниженном вдвое. Итак, почаще проветривайте помещение!

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее