Резко континентальный климат Якутии характерен очень низкими температурами (до -60oС) зимой и высокими (до 40oС) летом. Суточные перепады температуры воздуха составляют 40oС, а у прогреваемых в весенне-летний период поверхностей перепад температур за сутки может достигать 100oС. По показателям солнечной радиации Якутск не уступает Ташкенту. Естественно, что не все конструкционные материалы, особенно синтетические, способны работать в таких условиях. Уже давно отказались от применения на Севере таких термопластов, как полипропилен и поливинилхлорид, причем последний не может использоваться даже в качестве электроизоляции, не подверженной, как правило, механическим нагрузкам. С другой стороны, зачастую стандартные методы испытания на морозостойкость не учитывают особенностей работы конкретного изделия, и многие материалы оказываются забракованными без достаточных на то оснований.
Чтобы по возможности избежать многих недоразумений и в то же время гарантировать технику от поломок, в Институте неметаллических материалов Сибирского отделения Академии наук с 1971 года проводились систематические исследования изменений свойств полимерных материалов при длительном воздействии агрессивных факторов холодного климата. Испытания шли как на полигоне в естественных условиях, так и в специальных климатических камерах, где можно имитировать в ускоренном цикле процессы старения материалов от перепадов температур при различной влажности воздуха и одновременном воздействии ультрафиолетового излучения. За три десятилетия получена обширная экспериментальная информация. В частности, удалось доказать, что запрет на использование полиэтилена в трубопроводах, по которым транспортируются вода, канализационные стоки и природный газ, не имеет под собой достаточных оснований.
С начала 80-х годов в институте стали проводить работы по улучшению материалов, приспособленных для холодного климата. Дело в том, что возникла необходимость в обеспечении запчастями из отечественных материалов импортной техники, занятой на Нерюнгринском угольном разрезе. А таковые в то время явно уступали аналогам из США, Германии и Японии по надежности и долговечности.
В качестве образцов материалов для деталей, работающих в условиях трения, были взяты широко распространенная резина 7В14 и самосмазывающийся полимер фторопласт-4. При модификации в сырье добавлялись порошкообразные материалы, в результате чего после полимеризации заметно менялись свойства конечного продукта. Физико-механические характеристики полученных композитов оказались в ряде случаев гораздо выше, чем у исходных образцов.
В настоящее время изучаются методы управления свойствами композитов и получения веществ с заранее заданными параметрами.
С. Н. Попов. Проблемы применения синтетических материалов в условиях холодного климата. "Наука и техника в Якутии" № 2, 2002, стр. 35-39.