В Европе золотистую обезьяну первоначально назвали рокселланов ринопитек (Rhinopithecus roxellanae). Родовое имя Rhinopithecus означает «носатая обезьяна». Видовое — roxellanae образовано от имени жены Османского султана Сулеймана Великолепного — красавицы Роксоланы, отличавшейся вздёрнутым носиком.
Со временем учёные выяснили, что имеют дело с видом китайских обезьян — азиатскими тонкотелами и присвоили им новое название — золотистые курносые обезьяны Pygаthrix roxellana. Живут эти создания с синими лицами (на самом деле синие у них лишь «очки» вокруг глаз, часть лица под носом и углы рта) в горных лесах Китая, в провинциях Сычуань и Юньнань на высоте от полутора до трёх с лишним тысяч метров. Нижнюю часть горных склонов занимают заросли бамбука и вечнозелёные растения. Зимой здесь (хотя это и субтропики) очень холодно и лежит снег. Вот почему в Китае этих животных называют снежными обезьянами. Их золотистый мех к зиме становится очень густым, плотным и согревает в любые холода. В ненастные дни, когда трещат морозы, обезьянки собираются в круг и сидят, обнявшись, спрятав в центре малышей. Именно из-за холодного климата носы снежных обезьян такие вздёрнутые и маленькие, ведь длинный нос можно запросто отморозить! По мере взросления носы у обезьянок всё больше задираются вверх, у старых животных даже лезут на лоб.
Яркой рыже-золотистой окраски снежные обезьяны достигают с возрастом. Особенно нарядны взрослые самцы. По их плечам и спине волнами ниспадает длинная тёмно-рыжая грива. У малышей шерсть бледно-бежевая, почти серая. Первым рыжеет хохолок, затем темнеют голова, спина и грудь. Светлыми остаются живот и внутренняя поверхность конечностей.
Живут снежные обезьяны большими семьями или гаремами. Если случаются конфликты, самцы драку не затевают, а лишь принимают угрожающие позы и устремляют на соперника пристальный взгляд, корча страшные рожи. Но все вместе животные могут дать отпор любому врагу, даже леопарду!
Бóльшую часть жизни ринопитеки проводят на деревьях, на землю спускаются крайне редко. В тёплое время года они поднимаются выше в горы и селятся в хвойных лесах до самой верхней границы тайги. С наступлением зимы снежные обезьяны уходят вниз, в предгорья и долины.
Питаются золотистые обезьяны фруктами, семенами, орехами, зелёными побегами, листьями. Не брезгуют насекомыми, яйцами птиц, лягушками и головастиками. В суровое время года им приходится есть хвою, лесные лишайники и даже кору деревьев.
Малыши появляются на свет весной. Они вцепляются пальчиками в густую шерсть матери и не расстаются с ней, даже когда та совершает огромные прыжки с ветки на ветку. Проявлением дружелюбия к своим сородичам у золотистых обезьян служит груминг — поиск насекомых в шерсти друг у друга. Особенно любят заниматься грумингом матери, которые могут подолгу исследовать шубки своих пушистых отпрысков.
Самые большие популяции золотистых обезьян обитают в Национальном заповеднике Волун (провинция Сычуань). В последние десятилетия вид находится под угрозой исчезновения. Китайские власти взяли этих животных под охрану и занесли в Красную книгу. Суровые меры предотвратили угрозу уничтожения редких обезьян. Сейчас в местных лесах живёт около 5000 ринопитеков. Это немного, но такая популяция может долго существовать.
Единой популяции золотистых обезьян нет. Они живут отдельными семьями в лесу, далеко друг от друга. Обезьяньей семье, состоящей из взрослого самца, нескольких его жён и разновозрастного потомства (всего до 40 животных), для комфортного существования нужно от 15 до 50 км2 леса. Контакт между изолированными группами практически невозможен, что обрекает животных на вырождение в течение нескольких поколений. Специалисты пока не нашли пути решения этой проблемы. Одни предлагают переселять молодых животных из одной семьи в другую, другие — выпускать в природу обезьян, рождающихся в неволе. Для решения проблемы нужно знать о ринопитеках гораздо больше, чем известно сейчас: что они едят, сколько времени вынашивают потомство, какие взаимоотношения складываются между животными в группе, другими группами и чужаками. Пока золотистые обезьяны остаются для нас загадочными существами, почти такими же, какими их увидели европейцы на китайских тканях, коврах и вазах в XIX веке.
Все фото сделаны автором в Китае, в природных заповедниках провинций Сычуань, Юньнань и в зоопарке.