Политехническому музею в Москве недавно передан на хранение кузов опытного автомобиля ЛАДА 1118 Калина, полностью изготовленный из отечественного металла. Вручая свидетельство от Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, заместитель министра С. Г. Митин сказал: "Сегодняшнее событие знаменательно тем, что две ведущие отрасли промышленности России - машиностроение и металлургия решили очень важную задачу, над которой ломали голову последние 20 лет, задачу обеспечения автомобилестроителей современным металлическим листом, позволяющим производить высококачественные автомобили. Это кузов самой перспективной автомашины России ближайших лет - ЛАДА 1118 Калина. Применение российского автолиста повышенной коррозионной стойкости на порядок увеличивает надежность и качество автомобиля, делает его сборку и производство современным, конкурентоспособным, соответствующим мировым образцам".
Всего пару десятилетий назад все кузова отечественных автомобилей в значительной мере собирались из импортного металла. Автомобилестроение долго опережало развитие металлургической промышленности. Пока металлурги боролись за бездефектную поверхность автомобильного листа, за его высокие пластические свойства, идеи и мысли автомобилестроителей уходили все дальше и дальше. Соревнование продолжалось до того момента, когда наконец технологии металлургов и технологии машиностроителей встретились и воплотились в конкретном изделии. Создание кузова автомобиля ЛАДА 1118 Калина стало вехой в работе металлургов и машиностроителей, ознаменовало колоссальный шаг вперед технического развития страны. Именно поэтому на презентации в музее собрались представители руководства ОАО "АВТОВАЗ", Магнитогорского, Новолипецкого и Череповецкого металлургических комбинатов, Лысьвенского металлургического завода - все те, кто приближал сегодняшнее событие. А организовал встречу коллег профессор, академик Российской инженерной академии, советник по науке вице-президента по техническому развитию ОАО "АВТОВАЗ" А. К. Тихонов. При его непосредственном участии создавалась идеология технологии листа и применения его в изготовлении кузова автомобиля ЛАДА 1118 Калина.
"Мы не привыкли показывать часть какого-либо научного труда, но каркас кузова автомобиля "Калина" того заслуживает, - сказал на встрече в Политехническом музее А. К. Тихонов. - В его конструкции воплотились все самые современные требования по безопасности и коррозионной стойкости. Ведь каким должен быть автолист? Прочным, тонким, пластичным, долговечным. Теперь эти свойства у отечественного автолиста есть! Надо отдать должное Новолипецкому металлургическому комбинату, который освоил для автомобиля ЛАДА 1118 КАЛИНА стали без атомов внедрения для горячего цинкования, ранее не производившиеся в России. "Северсталь" добилась необходимого нам качества поверхности на большой номенклатуре деталей. Лысьвенский металлургический завод провел реконструкцию фактически всех линий для электролитического цинкования. Магнитогорский металлургический комбинат смонтировал реверсивный стан и современную линию горячего цинкования. В новом кузове - 35% горячеоцинкованных сталей, 13% электрооцинкованных, 12% сталей повышенной прочности, впервые освоенных и примененных. Остальные 40% - листовые непокрытые стали НЛМК, "Северстали" и ММК. Металлурги и автомобилестроители двигались в работе навстречу друг другу. Учитывая, что кузов на 35% состоит из горячеоцинкованных сталей, автомобилестроители в первую очередь изменили технологии штамповки и сварки. Так как традиционная шлифовка при изготовлении каркаса и навесных деталей перед окраской стала неприемлемой (к деталям после штамповки не должен прикасаться инструмент), выросли требования к геометрии лицевых деталей.
Сварка потребовала реконструкции сварочных линий для автомобиля ЛАДА 110, а также применения двухсторонних электродов на монтируемой линии сварки для автомобилей ЛАДА 1118 Калина, увеличения тока сварки и его автоматического регулирования. Результат оправдал усилия. Если на автомобиле ВАЗ 2101 было более 500 деталей и около 10 тысяч точек сварки, то на ЛАДА 1118 Калина применено около 350 деталей. Чтобы их соединить, потребовалось 4,5 тысячи точек сварки, то есть их стало более чем в два раза меньше. Значит, у нового автомобиля по меньшей мере в два раза меньше точек возможной коррозии, а на сварку требуется намного меньше труда".
На представленном каркасе кузова можно увидеть все детали, рассмотреть, из какого металла они изготовлены и каким образом велась сварка. Сотрудники Политехнического музея уже готовятся встретить юных посетителей, чтобы рассказать им о новых достижениях науки и технологий в нашей стране на примере автомобиля ЛАДА 1118 Калина.