№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ПРЕПОДАВАНИЕ И/ИЛИ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Л. П. ВЕРЕВКИН, Г. К. САФАРАЛИЕВ

В течение долгого времени сектор науки в вузах организационно был связан в единый комплекс с академическими и отраслевыми институтами. В научной деятельности участвовали как преподаватели, так и студенты и аспиранты. Сопровождение учебного процесса активной научной работой давало ощутимые плоды: формировались новые направления исследований, создавались научные школы, выпускники вузов включались в самостоятельную работу, уже имея за плечами хорошую подготовку.

Ныне законодательство не только не поощряет ведение научных исследований в стенах вузов, но и предписывает им заниматься исключительно учебной деятельностью. Тем не менее более 50% преподавателей вузов ведут научную работу, но она носит скорее характер общественной нагрузки или выполняется по поручению. Отличительная черта научной деятельности преподавателей - высокая степень "индивидуализма" (более 60% из них разрабатывают тему в одиночку). При совместной работе в качестве соисполнителей выступают, как правило, сотрудники того же вуза.

Многие преподаватели предлагают слить научные подразделения вузов, вынужденные формировать средства для исследований за счет грантов или коммерческих заказов, с академическими НИИ. Однако законы рынка и опыт экономически развитых стран указывают на целесообразность соединения лишь определенных (прежде всего гуманитарных и естественно-научных) академических институтов с вузами. По мнению авторов статьи, прикладные НИИ должны взаимодействовать с КБ профильных предприятий. Но должны ли налогоплательщики, из средств которых формируются бюджеты академических институтов, обеспечивать технический прогресс и конкурентоспособность частных предприятий? Не их дело и оплачивать подготовку в вузах специалистов для таких предприятий.

В качестве существенного препятствия для своей научной работы вузовские преподаватели называют дефицит оргтехники, специальных приборов и материалов для экспериментов. Почти половина специалистов не имеет доступа к Интернету; многие жалуются на плохую комплектацию библиотек региональных вузов, особенно по проблемам права, социологии, психологии, педагогике, электронике, кибернетике, менеджменту.

В последние годы остается высоким число выступлений на конференциях и симпозиумах, публикаций в российской научной периодике, больше стало выпускаться книг и монографий. Вместе с тем снизился уровень патентования разработок в области техники и технологии, медицины, геологии. Это связано, во-первых, с тем, что многие молодые преподаватели уходят на производство, в коммерческие структуры или уезжают за рубеж, и, во-вторых, с недостатком средств, выделяемых на патентование изобретений и открытий.

О перспективах вузовской науки можно будет уверенно говорить лишь тогда, когда общество и властные органы перестанут рассматривать российское высшее образование исключительно как часть социальной сферы и будут относиться к нему как к специфическому сектору рыночной экономики. С этой точки зрения ликвидация научных исследований в вузах отрицательно скажется на подготовке высококвалифицированных и востребованных рынком труда специалистов.

Л. П. ВЕРЕВКИН, Г. К. САФАРАЛИЕВ. Есть ли перспективы у вузовской науки? "Вестник Российской академии наук" том 73, № 8, 2003, стр. 698-703.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Рефераты»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее